Когда-то один из самых старейших и интереснейших кварталов Парижа был пристанищем художников, писателей и прочей творческой богемы. Сегодня Монмартр, увы, превратился в аналог московского «черкизона» и питерской «апрашки».
Современный Монмартр считается неблагополучным районом и похож на растревоженный муравейник, буквально кишащий людьми. С погодой в день посещения этого квартала мне не повезло – улицы поливал проливной дождь. Но, несмотря на ливень, оживление здесь царило повсюду: у замызганных грязью витрин, на мостовой и велосипедных дорожках, в провонявших фаст-фудом кафешках. Даже в разбитой стеклянной будке кто-то отчаянно спорил по таксофону. В монотонный уличный гул то и дело врезался вой полицейской сирены: совсем рядом кого-то ограбили.
Мое внимание привлекла узкая улочка, очень напоминавшая советские барахолки конца 80-х годов. Прямо напротив метрополитена. Бойкая торговля китайским ширпотребом с наклейками и нашивками известных брендов здесь не прекращалась ни на минуту. Причем, сваленные в кучу, омываемые ливнем, товары были разбросаны прямо на тротуаре. Вниз по улочке стекала зловонная дождевая жижа, в которой как ни в чем не бывало, бодро резвилась детвора. Одиноких туристов то и дело атаковали художники, предлагавшие всего за пятнадцать минут нарисовать портрет или карикатуру. Сваленные в кучу, омываемые ливнем товары были разбросаны прямо на тротуаре.
Излюбленным местом живописцев Монмартр считался всегда. В свое время здесь жили и творили Ренуар, Дега и многие другие знаменитости. И, несмотря на то, что после Первой Мировой войны роль богемного квартала перешла к другой парижской диковинке — Монпарнассу, Монмартр и сегодня привлекает десятки тысяч паломников со всего мира. На вершине холма находится знаменитый собор Сакре-Кер, построенный еще в 1876 году. Здесь надо быть особенно осторожным. На смотровой площадке перед собором, откуда открываются великолепные виды на Париж, пришлось едва ли не физически отбиваться от назойливых темнокожих торговцев, которых здесь целые группировки. Зазеваешься — останешься без денег и документов. Эмигранты — настоящий бич Парижа. Потомственные парижане составляют, увы, не больше 40% городского населения французской столицы.