Найти в Дзене
Салават Вахитов

Вячеслав Кузнецов: Счастье идёт из детства

* Из книги Вячеслава Кузнецова "Давайте построим дружественный мир Люен" *

Человек любит возвращаться в радостное детство, и это колоссально его оздоравливает, даёт силу, энергию и делает его реально счастливым. До этого я говорил, что нужно здороваться с детством, и чем чаще, тем лучше. А какой мощный эффект даёт реальный возврат в детство!

Пример 1. Когда я сажусь на велосипед, у меня сразу, мгновенно поднимается настроение, возникает непроизвольная улыбка до ушей. Это вольное, счастливое детство.

Пример 2. Я с детства люблю русскую печь. Когда мы купили домик в деревне, мы не стали проводить газ, а отремонтировали печь. И первое, что делают мои внуки, когда приезжают в деревню, – забираются на печь. Я им даю корочки чёрного хлеба, натёртые чесноком, как в моём детстве, и они, и я радуемся.

Пример 3. Мы каждый отпуск, обычно в июле, – наверное, более 40 лет подряд – ходим в двух- трёхнедельные походы. Собираемся 60–70 человек – с друзьями, знакомыми, детьми и внуками – и отправляемся в путешествие по горным рекам Башкирии, Урала, Алтая. Это просто чудо. Тут всё на свете: и детство, и юность, и душевные друзья. Такого радостного отдыха хватает на весь трудовой год. Весь год о новом походе мечтают и взрослые, и дети.

Такой совместный радостный труд и отдых чрезвычайно полезны и взрослым, и детям. Переживаемые вместе трудности учат детей нравственности, дружбе, взаимопомощи, бескорыстию – правильной, счастливой жизни.

Пример 4. У меня есть знакомые, которые уехали в США. А мой родственник с ними дружит, они часто общаются по скайпу, и американские друзья просят заснять родную школу, улицы, улочки. Потом смотрят, радуются и даже плачут: детство, Родина! Они тоскуют по Родине. Потому что возврат в детство, на Родину даже в воспоминаниях – это необыкновенная радость, несущая здоровье.

У каждого человека в детстве было что-то такое, что он хотел, но ему не дали. Я, например, просил у матери выделить мне землю 3 на 3 метра. Я хотел огородить её, вырастить почему-то кукурузу, пшеницу и фасоль: наверное, как Робинзон Крузо. Но мне не дали – должно быть, воспитывали коллективизм. Может быть, и правильно. Но мечта – садик ребёнка – осталась.

Многие – а может быть, все – реализуют свои садики, будучи уже взрослыми. Например, семья берёт землю, и муж начинает реализовывать свою мечту – домик, не обращая внимания на своих близких. А у жены может быть своя мечта – свой «садик ребёнка», у детей свои садики. Начинаются разногласия, и дети перестают ездить на дачу – скучно, это не их садики.

Дорогие, учитывайте интересы, мечты своих родных, друзей, окружающих людей, далёких и близких, и вы будете счастливы.

Счастье идёт из детства. Удивительно, но этого не понимает большинство людей – и учёные, и политики, и философы, и педагоги. Человеку совершенно недостаточно для счастья, для радости в душе хорошей еды, вещей, богатства, красивого спутника. Счастье идёт из детства.

Надо, чтобы его любили от всей души мать и отец, дедушки и бабушки, чрезвычайно важно, чтобы его любили и окружающие его люди. Человеку важно, чтобы и государство его любило и заботилось о нём, и весь мир в основном его любил и уважал.

При социализме мы жили хорошо, безопасно, душевно, нравственно, тепло, дружески, весело. Детей любили. Детей было много, они бегали, играли, дружили дворами и улицами. В школе – октябрята, пионерские и комсомольские отряды, походы, частые соревнования, самодеятельность. Это тоже было радостно, плюс нравственное и патриотическое воспитание.

Поэтому сегодняшним взрослым – тем, кому за 50, 60 лет, – легко вспомнить счастливое детство, поздороваться с ним от всей души, вернуться в царство велосипедов, волейбола, футбола, шахмат, рыбалки, купания, походов… собраться с друзьями, попеть песни и снова стать счастливыми и здоровыми. Но социализма того уже нет и, похоже, не будет.

Душевное, лучшее надо взять из социализма, как и всё хорошее из капитализма – сверхинициативных, сверхответственных предпринимателей, работающих под строгим нравственным, доброжелательным контролем государства и общества, и строить люенизм с идеологией любви-единства-нравственности – Люен.

А есть ли у сегодняшних детей счастливое детство, на которое можно будет опереться, став взрослыми?

Детей мало, детям опасно ходить одним по улицам, дружбы почти нет – все разошлись по секциям или сидят дома за компьютером, взрослых людей боятся, мир кажется враждебным. Об этом постоянно твердят телевизор, книги, компьютерные игры. Это будущие и сегодняшние болезни, физические и психические, и несчастливая, убогая жизнь наших детей и внуков. А мы же их любим больше всего.

Что делать сегодня, прямо сейчас? Как сегодня создать настоящее, душевное, счастливое детство? Нужно прямо сейчас, прямо с этой минуты начинать жить с любовью-единством-нравственностью.

1. Старайтесь любить всё сущее, здоровайтесь от всей души, от всего сердца со всеми, с каждым, всегда и везде, и ваши дети тоже станут дружелюбными и оптимистичными. Хорошо!

2. Знакомьтесь, дружите по-настоящему с соседями, с родителями одноклассников ваших детей, помогайте бескорыстно друг другу, заботьтесь о больных и старых, помогайте детям организовывать совместные игры и совместный труд. Когда все вместе – это счастливое детство.

3. Мамаши и папаши, присматривающие за своими детьми на игровых площадках, здоровайтесь друг с другом, общайтесь дружески – дети всё видят, учатся и радуются дружбе, – хвалите и общайтесь с чужими детьми, заботьтесь о них, воспитывайте их. Организуйте общие игры, договоритесь по очереди присматривать за детьми – чужих детей не бывает. Мы все едины, и всем как воздух нужна ваша любовь.

4. Говорите с детьми, говорите о любви ко всем и ко всему сущему, о единстве со всеми, близкими и далёкими, о нравственности – основе счастья, здоровья и успеха в жизни, об ответственности за себя, близких и далёких, за Родину и за весь мир, о радости, оптимизме, дружбе, творческой работе и жизни. Приводите интересные примеры. Живите сами с Люен.

5. Говорите о патриотизме – любви к своей Родине и об уважении к другим странам и народам. Рассказывайте о наших великих учёных, художниках, путешественниках, героях.

6. Собирайте друзей, соседей, родственников, знакомых, пойте песни, читайте наизусть стихи, играйте в игры, разговаривайте, ставьте театральные представления, мастерите игрушки, вместе готовьте пироги и угощайте ими друзей.

Помните, у Булгакова в «Собачьем сердце» профессор желчно критиковал соседей за то, что они собираются и поют? Он был не прав. Надо петь от души – это любви прекрасные моменты. Иначе всё превращается в бездушный, безрадостный, сухой, скучнейший капитализм. Некоторые, я считаю, неумные люди, которые поддались примитивной капиталистической пропаганде, критикуют советские фильмы за наивность и за то, что там много поют, например, в фильме «Волга-Волга». Но страна на самом деле пела, была на подъёме, люди радовались.

Человек должен быть, с одной стороны, простым, наивным и искренним, а с другой стороны – умным, напористым, энергичным, ответственным, если надо – хитрым, умным и изворотливым, ловким, но всё – с любовью-единством-нравственностью.

7. Не осуждайте окружающих: соседей, далёких и близких, правительство. Говорить, обсуждать, анализировать, сочувствовать, помогать, воспитывать, перевоспитывать с любовью (и себя в том числе) надо, а осуждать – ни в коем случае.

Дети – они открыты своим родителям, и негативное отношение к миру легко уходит в их подсознание. Это невыживательное, несчастное мировоззрение. В детях, да и в себе, надо воспитывать радость, оптимизм, творческое, активное, дружеское отношение к жизни: если что-то плохо – поможем, изменим, всё в наших силах. С любовью можно справиться со всем.

8. Мы живём в самой большой, прекрасной, удивительной стране. У нас замечательные, гостеприимные, душевные люди. Собирайте друзей, детей, внуков, бабушек и дедушек, знакомых и ходите в многодневные походы.

В походе, как в церкви, никто ни на кого не ворчит, все помогают друг другу, по очереди дежурят (и дети тоже), питаются одинаково из общего котла (продукты общественные), играют, поют песни, вместе трудятся, устают, голодают, отдыхают, прибирают лагерь, собирают мусор, взаимодействуют с природой... Это такая чудесная школа радости и счастья и для детей, и для взрослых! Такие коллективные путешествия ничто не заменит.

Отдых вдвоём и даже с семьёй в самых экзотических странах на всём готовом быстро становится скучным, однообразным. Особого счастья в нём нет. А вот поход большим разнородным дружеским коллективом – это высочайшее счастье. У детей, да и у взрослых, такие радостные впечатления остаются на всю жизнь!

Почему особенно хороши разнородные компании, в которых и дедушки, и бабушки, и дети от грудного возраста и старше, и папы, и мамы, и юноши, и девушки? Потому что это полная жизнь и радостная школа с заботой, с учётом интересов различных людей, взаимопомощью и взаимообучением: всегда есть и мастеровые, и мастерицы, и рыбаки, и читатели, и песенники, и художники, и просто весёлые, добрые люди. Это очень интересно.

Человек живёт в основном – на 99 % – подсознанием, чувствами. Подсознание формировалось тысячи, десятки и сотни тысяч лет. Человек всегда был окружен множеством детей, дядюшками, тётушками, бабушками, дедушками, друзьями, домашними животными, природой. Только так он подсознательно чувствует полное счастье.

А сейчас, при капитализме, ребёнок часто остаётся предоставленным самому себе, а если ещё и неполная семья, то, с одной стороны, это горе, а с другой – кто мешает прямо сейчас, в эту минуту, пойти помочь соседям, пригласить родителей, родственников жить (или хотя бы пожить) к себе, найти хороших, нравственных друзей. Люди, объединяйтесь! Это такое счастье!

9. Читайте вместе с семьёй хорошие, добрые, нравственные книги: я думаю, это в основном советские книги. Никогда, ни до революции 1917 года, ни при капитализме не было такой теплой, душевной, объединяющей, коллективистской литературы, таких книг, как «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Васёк Трубачёв и его товарищи» В. Осеевой, «Недопёсок» Ю. Коваля...

10. Участвуйте в политической жизни и старайтесь убеждать общественных деятелей вести нравственную, оптимистическую, патриотическую политику. Получится не сразу, постепенно, шаг за шагом. Не осуждайте, действуйте творчески, с пониманием диалектичности мира: во всём есть и плохое, пока несовершенное, и обязательно хорошее.

Хорошее принимаем, развиваем, делаем лучше, а плохое учитываем и постепенно меняем. Говорите, рассуждайте о политике, истории с детьми и родственниками, друзьями с оптимистических, нравственных, деятельных позиций.

11. Развивайте и тренируйте чувство единства со всеми и каждым. Человек (или страна), у которого недостаточно чувства единства, не может себя поставить на место другого – почувствовать то, что чувствует другой. Поэтому у него нет правильной, выживательной стратегии, и он постоянно ошибается, он несчастен и может погибнуть. Чувство единства – это составляющая любви, радости, счастья.

12. Создавайте экономически эффективные дружественные производственные коллективы, в которых должны быть и конкуренция, и карьерный рост, и конфликты, но всё с любовью. Это и сложно, и в то же время очень просто: на душе у каждого товарища, сотрудника должно быть хорошо. Внешне может быть по-разному, никакой уравниловки, но человеку в конкретной ситуации помогать надо. Независимо от его должности. По-человечески.

Так мы создадим счастливое, теплое, душевное, радостное настоящее и будущее своим любимым детям, себе, близким, любимой Родине и... всему миру.