Знаменитая английская садовница и садовая писательница Гертруда Джекилл еще в 1919 году описала в своей книге «Цветовые схемы для цветочного сада» серый и зеленый сады – оба с участием белоснежных цветов, – но не белый.
Самой идеей белого сада и ее воплощением мы обязаны другой британской садовнице и писательнице – Вите Сэквилл-Вест и ее мужу Гарольду Николсону. Именно они в середине прошлого столетия придумали и создали белый сад, который стал самой известной «садовой комнатой» знаменитейшего английского сада – Сиссингхёрста. С тех пор его во множестве растиражировали по странам и континентам, но не было еще копии, превзошедшей оригинал. Предлагаю вашему вниманию 5 штрихов к портрету белого сада, которые помогут в создании собственной его вариации.
1. Для наиболее эффектной подачи белому саду необходим выигрышный фон. Желательно темный, но можно и не очень, главное – не белый. Это могут быть стены или заборы, стриженые живые изгороди. Так белые цветники засияют еще ярче.
2. Чаще всего белый сад устаивают в виде закрытой «садовой комнаты», огороженной со всех сторон живыми изгородями с проходами. Это позволяет максимально усилить эффект неожиданности и впечатление от первого беглого взгляда на белоснежную романтическую идиллию. Тогда как открытые белые цветники обращают на себя внимание издалека – сюрприза не случится. Кстати, белый цвет известен тем, что зрительно расширяет пространство: белая «садовая комната» будет казаться больше, чем она есть на самом деле.
3. Сама Вита Сэквилл-Вест называла свой сад не белым, а «серым, зеленым, белым». Белый сад только выиграет за счет присутствия цветов холодных голубовато- и синевато-белых тонов и растений с серебристой листвой. Эти бледные пастельные оттенки нужны для расслабленного неторопливого созерцания, ведь глаз автоматически ищет хотя бы еле заметные отличия и не успокоится, пока не найдет. Вместе с белым они создают прекрасную атмосферу чистоты и свежести. А вот бледно-желтый оттенок белого может ее разрушить, ведь на их фоне он кажется грязноватым.
4. Контраст белых цветов и зеленой листвы глаз не воспринимает как акцент. И как бы мы ни играли с субтильными оттенками белого, основной контраст в таком саду достигается по форме и текстуре. В белом саду мы сочетаем в первую очередь формы кустов (вертикальные, вазообразные, сферические, стелющиеся), различную форму листвы и форму соцветий. Это могут быть горизонтали тысячелистника, посконника, орлайи и амми; свечки шалфеев, дельфиниумов, вероникаструмов; шарики луков и мордовников; «пуговки» монард и кровохлебок; ромашки нивяников, эхинацей, ветрениц и астр; эфемерная дымка катрана сердцелистного, василистников, гиллении и гауры.
5. Белый сад буквально светится в сумерках, последним растворяясь в темноте. А в лунную ночь он не исчезнет, а пригласит на белый танец: приятно пройтись вдоль сияющих цветников, обласканных мягким светом Луны. Эту прогулку украсят чарующим ночным ароматом табак душистый, дурман и вечерница матроны.
А вот днем на жарком солнце белый сад выглядит смазанно, словно одно яркое пятно. Какая-никакая тень от оград и изгородей, темные уголки позволит картине не «спекаться» окончательно в солнечный день.
Если вам понравилась эта статья - поделитесь ею с друзьями! Может быть, им она тоже пригодится.
Подписывайтесь на мой канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзене.