Найти тему
Biletix.World

Почему опасно летать в снегопад? Рассказывают пилоты

Оглавление

В минувшие выходные в Москве прошёл сильнейший за последние 68 лет снегопад. Из-за погодных условий сотни рейсов из столичных аэропортов были отменены и задержаны. Мы спросили у пилотов, насколько безопасно летать в такую погоду.

«Уважаемые пассажиры, ваш рейс задерживается в связи с сильными снегопадами». Едва заслышав эту фразу, уважаемый пассажир обычно думает только о том, что он опаздывает в место назначения. В это время пилоты с точностью изучают погодные условия и делают поправки к своей работе.

Какие же сложности возникают для пилотов в снежную погоду?

1) Плохая видимость

— Проблема в том, что ухудшается видимость. А видимость — один из основных критериев для решения на вылет. В дневное время немного проще, а в ночное – включённые фары отражают кристаллики льда и снега и таким образом ослепляют пилота, — рассказывает капитан воздушного судна Дмитрий.

2) Помехи в связи

— Единственная опасность — электризация. Крупинки снега с огромной скоростью попадают в самолёт, статически электризуют его, и у пилотов на лобовом стекле проскакивают микроразряды, похожие на молнии, и появляются небольшие помехи в эфире с диспетчером, — делится пилот одной из российских авиакомпаний.

3) Сложная посадка

— Ещё одна опасность может возникнуть из-за того, что на посадке для самолёта требуется определённое сцепление со взлётно-посадочной полосой. Но в снегопады бывает такое, что состояние полосы гораздо хуже, чем было заявлено аэропортом. В таком случае приходится иногда уходить на второй круг. За доли секунды нужно оценить ситуацию на полосе. Если перелетел начало взлётно-посадочной полосы, то нужно обратной тягой двигателей гнать до самой остановки, считая по огням, сколько осталось до её конца. Это, конечно, неприятная ситуация, — говорит Дмитрий.

-2

Все эти ситуации штатные, и пилоты с ними справляются. Тогда почему происходят задержки рейсов и даже отмены?

1) «Пробки» на взлётно-посадочной полосе

Снегопады затрудняют движение на земле, что приводит к задержке рейсов.  

— Увеличивается посадочная дистанция, и самолёты дольше освобождают полосы, — говорит Павел.

2) Невозможность посадки

— В России во многих городах некатегорированные аэродромы, то есть самолёт не может заходить на посадку при низкой видимости. Поэтому рейс переносят, — рассказывает командир воздушного судна Дмитрий.

3) Противообледенительная обработка

Когда идёт мокрый снег, то зачастую самолёту требуется противообледенительная обработка. Решение о необходимости облива принимает капитан воздушного судна. А любой облив – это время, и, порой, можно ждать своей очереди на обработку и час, и два. Поэтому происходят задержки.

Пилоты по секрету рассказали, что крупным авиакомпаниям снегопады выгодны.

— Обрушившийся снегопад обычно на руку перевозчику с большим парком воздушных судов и большим количеством рейсов. Отменяют рейсы для того, чтобы скомпоновать и посадить в один самолёт чуть побольше людей, — это чистый бизнес. Например, в город А должно было вылететь четыре самолёта в разное время суток, а пассажиров набралось всего на два полных самолёта. В обычных условиях перевозчику с хорошей репутацией не на что ссылаться и отменять рейс. А тут такой повод – независящие обстоятельства, — говорит пилот.

-3

На что вы можете рассчитывать, если рейс задержан или отменён из-за снегопада?

Сразу скажем, что денежная компенсация не положена. Плохая погода относится к форс-мажорным обстоятельствам, за которые авиакомпания не несёт ответственности.

Тем не менее, перевозчик должен обеспечить вам комфортное ожидание своего рейса, а именно:

  • Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • Более 2 ч ожидания – 2 телефонных звонка/2 сообщения по электронной почте, прохладительные напитки;
  • Более 4 ч ожидания — горячее питание (и далее каждые 6 ч в дневное время и каждые 8 ч — в ночное время);
  • Более 6 ч ночью и более 8 ч днём — размещение в гостинице, доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
  • Организация хранения багажа.

Всё это предоставляется бесплатно, согласно Федеральным авиационным правилам (пункт 99). Время ожидания считается со времени отправления рейса, указанного в билете.

В случае отмены рейса вам должны предложить без доплаты улететь другим рейсом, либо вернуть деньги за билет.

Ещё больше интересного о профессиях в авиации - в блоге Biletix:

Мифы и правда о работе пилота

Как проверить номер в отеле на чистоту? 8 секретов горничных

Что говорят у тебя за спиной в самолёте?