В минувшие выходные в Москве прошёл сильнейший за последние 68 лет снегопад. Из-за погодных условий сотни рейсов из столичных аэропортов были отменены и задержаны. Мы спросили у пилотов, насколько безопасно летать в такую погоду.
«Уважаемые пассажиры, ваш рейс задерживается в связи с сильными снегопадами». Едва заслышав эту фразу, уважаемый пассажир обычно думает только о том, что он опаздывает в место назначения. В это время пилоты с точностью изучают погодные условия и делают поправки к своей работе.
Какие же сложности возникают для пилотов в снежную погоду?
1) Плохая видимость
— Проблема в том, что ухудшается видимость. А видимость — один из основных критериев для решения на вылет. В дневное время немного проще, а в ночное – включённые фары отражают кристаллики льда и снега и таким образом ослепляют пилота, — рассказывает капитан воздушного судна Дмитрий.
2) Помехи в связи
— Единственная опасность — электризация. Крупинки снега с огромной скоростью попадают в самолёт, статически электризуют его, и у пилотов на лобовом стекле проскакивают микроразряды, похожие на молнии, и появляются небольшие помехи в эфире с диспетчером, — делится пилот одной из российских авиакомпаний.
3) Сложная посадка
— Ещё одна опасность может возникнуть из-за того, что на посадке для самолёта требуется определённое сцепление со взлётно-посадочной полосой. Но в снегопады бывает такое, что состояние полосы гораздо хуже, чем было заявлено аэропортом. В таком случае приходится иногда уходить на второй круг. За доли секунды нужно оценить ситуацию на полосе. Если перелетел начало взлётно-посадочной полосы, то нужно обратной тягой двигателей гнать до самой остановки, считая по огням, сколько осталось до её конца. Это, конечно, неприятная ситуация, — говорит Дмитрий.
Все эти ситуации штатные, и пилоты с ними справляются. Тогда почему происходят задержки рейсов и даже отмены?
1) «Пробки» на взлётно-посадочной полосе
Снегопады затрудняют движение на земле, что приводит к задержке рейсов.
— Увеличивается посадочная дистанция, и самолёты дольше освобождают полосы, — говорит Павел.
2) Невозможность посадки
— В России во многих городах некатегорированные аэродромы, то есть самолёт не может заходить на посадку при низкой видимости. Поэтому рейс переносят, — рассказывает командир воздушного судна Дмитрий.
3) Противообледенительная обработка
Когда идёт мокрый снег, то зачастую самолёту требуется противообледенительная обработка. Решение о необходимости облива принимает капитан воздушного судна. А любой облив – это время, и, порой, можно ждать своей очереди на обработку и час, и два. Поэтому происходят задержки.
Пилоты по секрету рассказали, что крупным авиакомпаниям снегопады выгодны.
— Обрушившийся снегопад обычно на руку перевозчику с большим парком воздушных судов и большим количеством рейсов. Отменяют рейсы для того, чтобы скомпоновать и посадить в один самолёт чуть побольше людей, — это чистый бизнес. Например, в город А должно было вылететь четыре самолёта в разное время суток, а пассажиров набралось всего на два полных самолёта. В обычных условиях перевозчику с хорошей репутацией не на что ссылаться и отменять рейс. А тут такой повод – независящие обстоятельства, — говорит пилот.
На что вы можете рассчитывать, если рейс задержан или отменён из-за снегопада?
Сразу скажем, что денежная компенсация не положена. Плохая погода относится к форс-мажорным обстоятельствам, за которые авиакомпания не несёт ответственности.
Тем не менее, перевозчик должен обеспечить вам комфортное ожидание своего рейса, а именно:
- Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- Более 2 ч ожидания – 2 телефонных звонка/2 сообщения по электронной почте, прохладительные напитки;
- Более 4 ч ожидания — горячее питание (и далее каждые 6 ч в дневное время и каждые 8 ч — в ночное время);
- Более 6 ч ночью и более 8 ч днём — размещение в гостинице, доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
- Организация хранения багажа.
Всё это предоставляется бесплатно, согласно Федеральным авиационным правилам (пункт 99). Время ожидания считается со времени отправления рейса, указанного в билете.
В случае отмены рейса вам должны предложить без доплаты улететь другим рейсом, либо вернуть деньги за билет.
Ещё больше интересного о профессиях в авиации - в блоге Biletix: