Найти тему
Секрет гармонии

Детская самооценка: похвала и критика

Оглавление

Самооценка – главный стержень в формировании личности. Если ребёнок объективно видит свои возможности, то это – большой шаг на пути к успешной жизни.

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными и счастливыми. Как же вырастить ребёнка с адекватной самооценкой? Здесь важна похвала, чтобы ребёнок с малых лет мог понять, что у него получается хорошо, а также – конструктивная критика, чтобы знать, как улучшить свой результат.

Конкретная похвала

Когда ребёнок достигает цели, совершает верные поступки, и это одобряется взрослыми, у него происходит подъём настроения, появляется стимул поступать похожим образом и впредь.

Однако обычная похвала не будет иметь такого же действия, как похвала конкретная. Например, сынок прибежал к вам со своим рисунком. Вы можете отреагировать привычно: «Молодец, красивый рисунок!» А можете воскликнуть: «Ух ты, какое солнышко! Смотришь на него, и тоже улыбаться хочется! А цветочки яркие какие! У тебя настоящая открытка получилась». Есть разница?

Конструктивная критика

1. Первое правило конструктивной критики – сначала отмечайте, что хорошего заметили в делах ребёнка, а затем подскажите, как можно улучшить результат.

Например: «Мне нравится, что у тебя целая картина вышла – и солнышко ласковое, и бабочки весёлые летают, и домик, словно бабушкин, и даже пушистый котёнок! Давай-ка подрисуем ему четвёртую лапку, и ему удобней будет с бабочками играть. Ведь у котиков четыре лапки, правда же?»

-2

2. Второе правилокритикуйте поведение, а не личность. Если ребёнок совершил проступок, выскажите своё отношение к его поведению, избегая оценивать его самого. Конструктивный пример: «Ты ведь любишь, когда вокруг тебя красиво? А сейчас ты забыл прибрать постель. Когда постель не прибрана, она выглядит неаккуратно. Давай-ка исправь это!».

Неконструктивный пример: «Тебе плевать на порядок в доме – вот даже постель прибирать не хочешь. Ты – неряха и лентяй. Кто из тебя вырастет? Бомж?» Может, какое-то время и этот приём будет действовать, но потом дитя станет подростком и ответит вам: «Да, я – неряха и лентяй. И вырастет из меня бомж».

То же касается и школьных оценок. Получил «два» - плохой ребёнок, а добыл «пятёрку» - сразу превратился в хорошего. Такой подход превращает ребёнка в неврастеника, плачущего от «не той» оценки, или, если чадо плохо успевает, оно просто смирится с клеймом глупого двоечника. А отличники всю жизнь будут надрываться в стремлении заслужить наилучшую оценку – сначала в школе, потом – на работе, пока не попадут к психологу с нездоровым перфекционизмом.

Помогите ребёнку понять, что он способный и хорош таким, какой есть – со своими привычками, успехами и ошибками. Когда он встанет на эту почву, ему самому понравится исследовать имеющиеся у него возможности и развивать их.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и читайте продолжение темы детской самооценки в следующем выпуске!