Найти тему
LowCholesterol

Почему нам нравится испытывать страх в кино и играх, и когда мы говорим происходящему "Нет, это перебор".

Категория фильмов-ужасов и хоррор-игр является одной из самых популярных среди зрителей и геймеров, и предлагает огромное количество способов пощекотать нервишки. Часто приходиться слышать про очередной вышедший хоррор-фильм или игру такие фразы как "Самое страшное испытание в вашей жизни!" или "Во время показа/демонстрации игры n-е количество людей покинуло зал/упали в обморок/вызвало скорую помощь и т.д.".

И после того, как зритель или игрок опробует продукт на себе и действительно удостовериться, что испытание "не для слабонервных" его всё же тянет досмотреть, (или пройти игру), и выдержать это до конца. Либо наоборот, происходящее на экране настолько выбивает человека из колеи, что, в ужасе от увиденного он говорит себе: "Стоп! Это уже не для меня".

Почему же мы изначально очень хотим попробовать испытать ужас на себе и получаем с этого удовольствие, а в определенные моменты резко останавливаем кошмарное испытание?

-2

Итак, вы смотрите трейлер очередного ужастика - фильма или видеоигры - любопытство берёт вверх, и в голове сформировалась мысль "Надо бы попробовать...". Почему? Почему вам сознательно захотелось испугаться? Ведь с точки зрения физиологии - страх это одна из составляющих инстинкта самосохранения, функционирующий для защиты индивида и имеющий исключительно негативный эмоциональный окрас.

Дело в том, что помимо визуального, (а в случае видеоигры еще и интерактивного) рассказа истории, фильмы и игры-ужасы, засчет формирующих страх совокупности элементов, создают своеобразное интеллектуально-эмоциональное препятствие для восприятия повествования. Такое препятствие мы принимаем как брошенный нам вызов: "Получиться ли у меня выдержать это и узнать чем всё кончиться?"

-3

Если мы успешно справляемся с поставленными "препятствиями", то в итоге мы не только получаем награду в виде концовки истории, но и эмоциональное удовлетворение, за пережитые и осиленные нами ужасы. Удовольствие от одоления страха, основанное на системе энкефалинов и эндорфинов, можно по эффекту сравнить с удовольствием от секса, с той лишь разницей, что в итоге, вы не только смогли получить удовлетворение, но и сформировали в головном мозге новые нейронные связи, ведь мозг словно прошел своеобразную тренировку, в результате которой получил соответствующее развитие.

Если спросить "А какая форма визуального искусства лучше подходит для такой тренировки - фильм или видеоигра?". На мой взгляд, видеоигры - лучший форма для восприятия ужасов.

Amnesia: The Dark Descent - один из лучших представителей жанра хоррор в играх. Совмещая в себе интересную, мрачную, пропитанную духом Лавкрафта историю, интересный геймдизайн головоломок, завязанном на очень интерактивном управлении, и проработанной физики окружающего мира, она еще и по-настоящему страшная игра, способная бросить достойный вызов вашим нервам.
Amnesia: The Dark Descent - один из лучших представителей жанра хоррор в играх. Совмещая в себе интересную, мрачную, пропитанную духом Лавкрафта историю, интересный геймдизайн головоломок, завязанном на очень интерактивном управлении, и проработанной физики окружающего мира, она еще и по-настоящему страшная игра, способная бросить достойный вызов вашим нервам.

Сочетая в себе сценарный, визуальный компоненты, а также все составляющие элементы жанра хоррор, видеоигры прибавляют ко всему этому еще и интерактивность, позволяя игроку практически участвовать в происходящем. В то время как в фильме ужасов мы наблюдаем за тем, как персонажи пытаются справиться с возникшими проблемами, в видеоиграх же сам игрок испытывает весь ужас буквально на самом себе, а следовательно и "награда" за преодоление его будет гораздо выше.

Не зря, игры в жанре хоррор являются одними из самых частых участников стримов и трансляций на видеосервисах (Twitch, YouTube и пр.)

Outlast - один из хитов всевозможных стримов и трансляций. Несмотря на заурядный сеттинг, простенькую историю и не особо оригинальный геймплей, игра стала одной из лучших в своём жанре, за счет уникального геймдизайнерского решения с эффектом ночного видения, очень нервной, тревожной и неуютной обстановки, и по-настоящему драйвовых погонь и пряток от врагов.
Outlast - один из хитов всевозможных стримов и трансляций. Несмотря на заурядный сеттинг, простенькую историю и не особо оригинальный геймплей, игра стала одной из лучших в своём жанре, за счет уникального геймдизайнерского решения с эффектом ночного видения, очень нервной, тревожной и неуютной обстановки, и по-настоящему драйвовых погонь и пряток от врагов.

Однако, почти у каждого бывает такое, когда человек сталкивается с настолько для него страшными, жуткими вещами, в кино или играх, не важно, что попросту отказывается воспринимать дальнейшее действие. Дело в том, что почти у каждого есть своё персональное табу, в отношении которого человек не примет нарушения - особые формы насилия, насилие над детьми, стариками, убийства животных, и пр. Многие кино-/игроделы, пользуясь этим сознательно нарушают эти табу. Кто-то для создания определенного настроя у зрителей, кто-то просто не может найти оригинальные способы напугать и акцентирует внимание на шокирующих сценах.

Самое важное, в такие моменты понимать цель автора в данном моменте - это часть истории, без которой мы полноценно не смогли бы проникнуться ужасом положения, или же просто демонстрация шок-материала для отключения восприятия повествования, что само по себе понижает культурную ценность произведения и обесценивает его.

-6

Таким образом, жанр ужасов в искусстве несет исключительную пользу - получая интересную историю и оригинальный визуал, вы тренируйте и повышайте свой порог страха, повышая устойчивость своей нервной системы, а после слов "Фууух, наконец-то всё закончилось, это было чертовски страшно!" получайте большой заряд позитива на долгое время.

Главное, как и везде, уметь отличать хорошее произведение от плохого, и помнить о "золотой середине" - перебарщивать в таком деле чревато седой головой и генерализованным нервным тиком.