На мой взгляд можно выделить две системы классификации тахографов:
1) по типу записи информации - аналоговые, в народе более известные как шайбовые, и цифровые;
2) по типу соответствия нормативным законодательным документам:
- международные, соответствующие требованиям ЕСТР; - российские, соответствующие требованиям Приказа Минтранса №36; - тахографы, которые НЕ соответствуют ни требованиям ЕСТР, ни 36 приказу.
Аналоговые тахографы впервые появились в Европе еще в тридцатых годах прошлого века. В России с ними массово начали сталкиваться в 90-х в связи с появлением европейской техники оснащенной этими устройствами и введения в силу предписания оснащать ими автобусы с числом пассажиров свыше 20 мест и грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, предназначенных для междугородних и международных автомобильных перевозок.
В аналоговом тахографе информация записывалась в виде диаграмм на бумажный диск - тахошайбу. Отсюда за этими тахографами и закрепилось прозвище - шайбовые. Пример такого диска:
Рассчитан такой диск на одни сутки работы одного водителя. "Кардиограмма" скорости, думаю, понятна всем и объяснять тут что-либо излишне. Ниже расположена линия, указывающая на деятельность водителя. В зависимости от толщины линии можно понять какую деятельность осуществлял водитель. Самая толстая часть - управление транспортным средством. Часть потоньше - иная работа, не связанная с управлением транспортного средства. Еще тоньше - специальный перерыв для отдыха от управления транспортным средством. И, наконец, самая тонкая линия - отдых. Ниже расположены данные о пробеге транспортного средства. Один полный штрих между пунктирными линиями означает пробег в пять километров. Да, показания не самые точные, но тем не менее выявить 10 километров "левака" можно.
Во второй половине "нулевых" на смену аналоговым приборам начали приходить цифровые тахографы. В России массовое распространение они получили в 2012-2013 годах. В цифровом тахографе запись информации ведется в цифровом виде на персональную карту водителя. Внешний вид цифровых тахографов можно увидеть на картинке в начале поста. А так выглядит та самая карта водителя.
На чип записывается информация о деятельности водителя, данные транспортного средства и тахографа, который на нем установлен. Информация о пройденном пути и различных событиях, неисправностях и нарушениях, зафиксированных тахографом в момент нахождения в нем карты. При помощи специального ридера и программного обеспечения можно получить доступ к этой информации и перенести ее на компьютер. Более того, транспортные предприятия, в соответствии с требованиями законодательства, обязаны проводить такую процедуру не реже, чем один раз в 28 дней. Анализ такой информации может помочь транспортным предприятиям оптимизировать работу водителей и сократить затраты на оплату штрафов за неисправности тахографа и нарушения режимов труда и отдыха водителя.
Разобраться же с тем какой тахограф какому законодательству: российскому или международному, соответствует гораздо сложнее. Например тахограф VDO DTCO 3283 соответствует российскому законодательству, то есть имеет блок СКЗИ, а тахограф VDO DTCO 1381 соответствует международному законодательству. Внешний вид обоих тахографов:
Внешний вид этих тахографов практически неотличим друг от друга. Для того чтобы однозначно со ста процентной уверенностью сказать какой это тахограф лучше всего сделать распечатку.
Ответ на вопрос как определить к какому законодательству законодательству относится тахограф тянет на полноценную статью, которая в скором времени обязательно появиться и вы увидите ссылку на нее.
А на этой ноте вступительный рассказ о том какие бывают тахографы будем считать завершенным. До новых встреч.
С уважением
Ваш Тахографист