Найти в Дзене
Блог Тахографиста

Какие бывают тахографы

На мой взгляд можно выделить две системы классификации тахографов: 1) по типу записи информации - аналоговые, в народе более известные как шайбовые, и цифровые; 2) по типу соответствия нормативным законодательным документам:
- международные, соответствующие требованиям ЕСТР; - российские, соответствующие требованиям Приказа Минтранса №36; - тахографы, которые НЕ соответствуют ни требованиям ЕСТР, ни 36 приказу. Аналоговые тахографы впервые появились в Европе еще в тридцатых годах прошлого века. В России с ними массово начали сталкиваться в 90-х в связи с появлением европейской техники оснащенной этими устройствами и введения в силу предписания оснащать ими автобусы с числом пассажиров свыше 20 мест и грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, предназначенных для междугородних и международных автомобильных перевозок. В аналоговом тахографе информация записывалась в виде диаграмм на бумажный диск - тахошайбу. Отсюда за этими тах
Некоторые модели тахографов, которые эксплуатируются в РФ. Верхний ряд слева на право: Атол Drive 5, Меркурий ТА-001, ШтрихТахоRUS. Нижний ряд с лева на право: VDO DTCO 1381, Касби DT-20. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Некоторые модели тахографов, которые эксплуатируются в РФ. Верхний ряд слева на право: Атол Drive 5, Меркурий ТА-001, ШтрихТахоRUS. Нижний ряд с лева на право: VDO DTCO 1381, Касби DT-20. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.

На мой взгляд можно выделить две системы классификации тахографов:

1) по типу записи информации - аналоговые, в народе более известные как шайбовые, и цифровые;

2) по типу соответствия нормативным законодательным документам:
- международные, соответствующие
требованиям ЕСТР; - российские, соответствующие требованиям Приказа Минтранса №36; - тахографы, которые НЕ соответствуют ни требованиям ЕСТР, ни 36 приказу.

Аналоговые тахографы впервые появились в Европе еще в тридцатых годах прошлого века. В России с ними массово начали сталкиваться в 90-х в связи с появлением европейской техники оснащенной этими устройствами и введения в силу предписания оснащать ими автобусы с числом пассажиров свыше 20 мест и грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, предназначенных для междугородних и международных автомобильных перевозок.

Внешний вид аналоговых (шайбовых) тахографов. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Внешний вид аналоговых (шайбовых) тахографов. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.

В аналоговом тахографе информация записывалась в виде диаграмм на бумажный диск - тахошайбу. Отсюда за этими тахографами и закрепилось прозвище - шайбовые. Пример такого диска:

Пример записи информации аналоговым тахографом на тахошайбу. Сверху вниз: запись информации о скорости движения, запись информации о режиме работы водителя, запись информации о пробеге транспортного средства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Пример записи информации аналоговым тахографом на тахошайбу. Сверху вниз: запись информации о скорости движения, запись информации о режиме работы водителя, запись информации о пробеге транспортного средства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.

Рассчитан такой диск на одни сутки работы одного водителя. "Кардиограмма" скорости, думаю, понятна всем и объяснять тут что-либо излишне. Ниже расположена линия, указывающая на деятельность водителя. В зависимости от толщины линии можно понять какую деятельность осуществлял водитель. Самая толстая часть - управление транспортным средством. Часть потоньше - иная работа, не связанная с управлением транспортного средства. Еще тоньше - специальный перерыв для отдыха от управления транспортным средством. И, наконец, самая тонкая линия - отдых. Ниже расположены данные о пробеге транспортного средства. Один полный штрих между пунктирными линиями означает пробег в пять километров. Да, показания не самые точные, но тем не менее выявить 10 километров "левака" можно.

Во второй половине "нулевых" на смену аналоговым приборам начали приходить цифровые тахографы. В России массовое распространение они получили в 2012-2013 годах. В цифровом тахографе запись информации ведется в цифровом виде на персональную карту водителя. Внешний вид цифровых тахографов можно увидеть на картинке в начале поста. А так выглядит та самая карта водителя.

Лицевая сторона карты водителя для цифрового тахографа. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Лицевая сторона карты водителя для цифрового тахографа. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Обратная сторона карты водителя для цифрового тахографа с чипом, на который производится запись информации о режимах деятельности водителя и данных транспортного средства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Обратная сторона карты водителя для цифрового тахографа с чипом, на который производится запись информации о режимах деятельности водителя и данных транспортного средства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.

На чип записывается информация о деятельности водителя, данные транспортного средства и тахографа, который на нем установлен. Информация о пройденном пути и различных событиях, неисправностях и нарушениях, зафиксированных тахографом в момент нахождения в нем карты. При помощи специального ридера и программного обеспечения можно получить доступ к этой информации и перенести ее на компьютер. Более того, транспортные предприятия, в соответствии с требованиями законодательства, обязаны проводить такую процедуру не реже, чем один раз в 28 дней. Анализ такой информации может помочь транспортным предприятиям оптимизировать работу водителей и сократить затраты на оплату штрафов за неисправности тахографа и нарушения режимов труда и отдыха водителя.

Разобраться же с тем какой тахограф какому законодательству: российскому или международному, соответствует гораздо сложнее. Например тахограф VDO DTCO 3283 соответствует российскому законодательству, то есть имеет блок СКЗИ, а тахограф VDO DTCO 1381 соответствует международному законодательству. Внешний вид обоих тахографов:

Внешний вид тахографа 3283 с блоком СКЗИ, соответствующего требованиям российского законодательства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Внешний вид тахографа 3283 с блоком СКЗИ, соответствующего требованиям российского законодательства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Внешний вид тахографа 1381, соответствующего требованиям международного законодательства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.
Внешний вид тахографа 1381, соответствующего требованиям международного законодательства. Изображение взято из свободного доступа в сети интернет.

Внешний вид этих тахографов практически неотличим друг от друга. Для того чтобы однозначно со ста процентной уверенностью сказать какой это тахограф лучше всего сделать распечатку.

Ответ на вопрос как определить к какому законодательству законодательству относится тахограф тянет на полноценную статью, которая в скором времени обязательно появиться и вы увидите ссылку на нее.

А на этой ноте вступительный рассказ о том какие бывают тахографы будем считать завершенным. До новых встреч.

С уважением

Ваш Тахографист