Велики ли шансы внедрения в классическое образование технологии блокчейн (blockchain)? В самое ближайшее время – не очень.
Почему? Потому что, в большинстве субъектов образовательной системы сидит много страхов, а страхи порождены отсутствием знаний, а отсутствие знаний порождено «традициями» - «сидеть тихо – хорошо сидеть».
Т.о., замкнутый круг бытия по старинке и нежелания просвещения …
И, всё же, какие страхи-причины можно обнаружить в субъектах образовательной системы?
1 Автоматизация – враг традиций! Особенно автоматизация в формате блокчейн.
Помните «Формула любви» 1984г. и ремонт кареты :)))
Как известно, одной и той же работой можно заполнить все отведенное время – а, нормированное рабочее время особенно!
Конечно, если работник сидит смирившись, на мизерной зарплате и ничего не делает, то за ту же мизерную зарплату теперь осваивать новации у него нет мотивации.
2 Автоматизация & Блокчейн & ИИ (искусственный интеллект) – враги социализированного общества, в принципе. Помните «С роботами не шутят» по мотивам Кира Булычева – все вокруг оказываются биороботами и, живому настоящему человеку в этом мире не оказывается места…
Конечно, у всех свежи воспоминания, и все «в страхе» :).
И, ни спроста, Илон Маск занимаясь NeuraLink, спустя время, осознав, начал предвосхищать последствия. Эндрю Ын, автор большого количества работ по искусственному интеллекту (ИИ, AI - artificial intelligence) косвенным путем повлиял на сокращение около 2 млн работников на предприятиях Китая. Почему сократили? Их заменили роботами, которые не просят обедать, курить, отдыхать, повышения зарплаты и исправно непрерывно выполняют свою работу.
Конечно, человек, неискушенный в ИТ, хотя и имеющий в каждом кармане по гаджету, испугается таких фактов, прежде всего на подсознательном уровне – а, это глубинные процессы.
3 Лучшее – враг хорошего. Психологическая ригидность – когнитивная и мотивационная. Большинство людей не готовы встраиваться в новые концепции окружающего мира. Да, человек так устроен на физиологическом уровне, что сегодня он предпочтет съесть то, что ел вчера, мыслить сегодня так, как мыслил и вчера, и, следовательно, делать завтра то же, что делал сегодня …
Зачем менять то, что «хорошо для него работает» – солнце светит, «служба идет – солдат спит», зарплата начисляется.
4 Ко всему прочему описанные выше страхи взращиваются и поддерживаются на уровне «небожителей» - распоряжениями, указами, решениями.
Помните, «Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год…» Раз Васи не тянут математику в единичном случае – упростим ее для всего поколения.
И, быть тому так! Аминь! Теперь 10 лет в школе будем только складывать, умножать и делить.
Риторический вопрос – как внедрять инновации, на которые вследствие сильной математической базы способно предыдущее поколение и не будет способно следующее поколение.
5 Ломать хорошо неработающую систему сложнее, чем совершенствовать хорошо работающую систему.
Классическое образование будет отстаивать и защищать традиции до последнего (даже идя в разрез здравому смыслу).
Например, научные публикации или тезисы с редких конференций (1, 2 раза в год) публикуются в сборниках (печатных или pdf) и складываются в «стопку в дальний ящик». Кто читает эти статьи? Кто может развить м.б. ценные интересные исследования, которые могли бы стать добротным прототипом для производства?
Альтернатива – живой он-лайн журнал публикаций, который может быстро выйти в народ, быть востребованным и тем самым повысить скорость развития научных направлений, а, м.б. внедрений и запуска в производство инноваций.
Конечно же, все перечисленные страхи-причины могут быть разрешены, для этого надо ставить и решать такие вопросы на государственном уровне и уровне руководителей государственных структур.
Когда в классическое образование будет внедрен блокчейн?
Когда критическая масса просвещенных и неравнодушных вырастет до приличных размеров. И, только от нас, адептов ИТ, блокчейна и других новаций зависит, как быстро это случиться.
Знания в массы!