Найти в Дзене
Жизнь за МКАДом

Загадочная «Бабуля»

Оглавление

Этот снимок Владимира Лагранжа стал хрестоматийным – «Бабуля». На нем – девочка лет трех, укутанная от мороза так, что стала похожа на снегиря.

Этот снимок сделан зимой 1961 года Москве, в Александровском саду, – вспоминает автор. – Холодно было, градусов 25, а я был в лёгких ботинках, продрог ужасно. Бегу и вижу – настоящая маленькая бабуля. Я просто не мог не остановиться. У меня было всего 3 кадра. Снял и ушёл. Даже некогда было записать, как её зовут, да мне этого и не нужно было. Но в итоге получилось так, что эта «Бабуля» ходит по миру уже столько лет. И что удивительно: ни она, ни кто-либо из её семьи так ни разу и не откликнулся. Хотя я продолжаю на это надеяться…

"Бабуля" Владимир Лагранж
"Бабуля" Владимир Лагранж

Выставка Владимира Лагранжа – одной из легенд советской фотожурналистики – открылась на минувшей неделе в фотогалерее города Рыбинска, расположенной в НПО "Криста". В экспозиции больше 50 снимков, сделанных автором в течение почти 40 лет для ведущих отечественных и зарубежных СМИ. Многие работы сегодня очень известны и являются символами советской эпохи.

Летите, голуби!

«Юные балерины», «Страда», «Судьба», «Ветеран», «Твист» – эти и многие другие работы Владимира Лагранжа стали цитатами советской эпохи. Они многократно перепечатывались, а с приходом интернета шагнули в цифровое пространство. Хотя Владимир Лагранж говорит, что ни одной своей фотографии он в Интернет не запускал. Очевидно, что его работы давно живут своей жизнью, как любимые народом песни прошлого. Некоторые являются его визитными карточками. Пожалуй, самая известная из них – «Голуби». Этот снимок был сделан в 1961 году, утром 21 июня.

Мы с приятелем собрались фотографировать выпускников, – рассказывает Лагранж. – Я предложил это сделать на Красной площади. Мы захватили с собой пшено, рассыпали его – голуби слетелись. Увидев впереди компанию выпускников, мы их окликнули, сказали, что будем их фотографировать, и предложили бежать нам навстречу. Про голубей выпускники, естественно, не знали. Однако в тот момент на Красной площади были фотографы из других изданий, и кто-то из них случайно вспугнул голубей. Птицы взлетели – фотографы были наказаны: у всех на снимках голуби перекрыли лица людей. Только у меня снимок получился удачный.

В том же году, летом, фотография «Голуби» стала ведущей на выставке «Наша молодость», открытой в парке им. М. Горького. Снимок был напечатан размером 3х6 м. С ним Лагранж впервые в жизни принял участие в фотовыставке. Сегодня их за его плечами много.

История снимка «Голуби» продолжилась года 4 назад. Одна из запечатлённых на нём выпускниц узнала себя и свой класс – сюжетом заинтересовался один из столичных телеканалов. Была даже попытка собрать героев снимка, однако успехом эта затея не увенчалась.

"Голуби" Владимир Лагранж
"Голуби" Владимир Лагранж

Надо наблюдать за работой мастеров

Сегодня на Лагранжа ориентируются не только молодые, но и сложившиеся фотографы. Многие обращаются к нему за советами. Фотограф, конечно, делится опытом, однако у него есть совершенно точное представление о том, как стать фотографом.

Сейчас безумное количество фотошкол, – говорит Владимир Лагранж, – но там не научат: за деньги учиться бесполезно… Я не ориентируюсь на западных фотографов, но кто-то из них сказал, что для того, чтобы научиться фотографировать, надо 3–4 пары новых кроссовок превратить в совершенную дрань. То есть надо быть всё время в движении и одновременно снимать. Я сам так и учился. И ещё... Я работал в очень мощных фотографических коллективах. Там классики работали. Они все были старше меня. И важно то, что они прошли войну, то есть были очень нравственными людьми. Я наблюдал, как они вкладывали себя в то, что делали, как относились к своим будущим героям, как общались с ними, а потом видел результаты этой работы. Это были мои ориентиры.

-3

"Судьба" Владимир Лагранж

«Сегодня часто снимают по шаблону»

По словам Владимира Руфиновича, сегодня требования к репортёрской фотографии изменились. Снимки стали более политически обострёнными. А ещё Лагранж отмечает обезличение фотографии:

– На мой взгляд, сегодня снимают по шаблону. Не часто в современной репортёрской фотографии увидишь личное отношение автора. Оно сегодня какое-то стандартное. А когда я снимал, в основном играла роль душа автора. Ведь фотография – это творчество. Фотограф должен доносить до зрителя своё отношение к тому, что снимает. Даже если там грустно, царит разруха, автор снимка должен выразить свою мысль и переживание. А согласится с ним зритель или нет, это его право. Ведь почему фотографии Картье-Брессона настолько проникновенны? Потому что он их через себя пропускал.

«Мои снимки не запрещали»

За годы работы в ведущих советских СМИ Владимиру Лагранжу довелось фотографировать практически всех советских лидеров. Он фотографировал Гагарина, академика Сахарова и ещё очень многих известных людей. По его словам, в КПСС он никогда не состоял, что нехарактерно для сотрудников СМИ СССР, и власть снимать не любил – предпочитал ездить на заводы и в колхозы. Однако никакого диктата со стороны руководства СМИ в свой адрес он не отмечает.

Цензура в те годы была, конечно, но она больше касалась литературы, кинематографа, живописи и каким-то образом примкнувшей к ним музыки, хотя я до сих пор не могу понять, как можно сделать музыку советской или антисоветской. Фотографов цензура касалась в меньшей степени. Во всяком случае, мои снимки не запрещали, хотя я, конечно, не все снимки показывал.

***

В этом году Владимиру Лагранжу исполняется 80 лет. По его словам, он не выпускал камеру из рук вплоть до позапрошлого года. Тогда у него возникли проблемы со зрением, что, конечно, стало для него большим ударом.