Найти тему
Оренбургская неделя

Школьная программа «тогда» и «сейчас»: мнения

От родителей все чаще можно услышать: «Сейчас такая сложная программа! А когда росли мы, все было по-другому и учиться было легче!» Мы попытались разобраться, так ли это или зря наговаривают на современную систему образования.

Если родители видят в школьной программе ребенка то, что когда-то изучали сами, то вопросов о ее сложности у них, как правило, не возникает – утверждают специалисты. Они появляются тогда, когда становится особенно заметно: подход к изучению материалов сейчас совсем другой.

– Те программы, которые были до введения федеральных государственных образовательных стандартов, носили так называемый «знаниевый» характер, – поясняет Лариса Саблина, начальник отдела общего образования министерства образования Оренбургской области. – Тогда детям давали определенный набор знаний, и было понятно, что они должны знать в тот или иной период обучения. Стандарты, по которым учатся сейчас, называются деятельностными, так как в основе системы обучения лежит деятельностный подход. Соответственно, и задача другая: не нагрузить детей каким-то определенным набором знаний, а дать им инструменты, которые позволят эти знания добыть.

На уроках детей учат находить выход из ситуаций, описанных в учебнике. Родители же в свое время заучивали стандартные алгоритмы и пути решения. Вот почему старшему поколению кажутся сложными нынешние образовательные программы – утверждают педагоги.

– В современной школе гораздо больше возможностей удовлетворить любознательность ученика, – говорит Любовь Бевза, учитель начальных классов, педагог с 30-летним стажем работы. – К примеру, если мы изучаем польскую сказку «Златовласка», мы можем совершить виртуальную экскурсию в Польшу, ознакомиться с бытом и особенностями этой страны. Презентации, видеофильмы, развивающие мультфильмы, цифровые образовательные ресурсы, – все можно использовать на уроке, так как классы оснащены современным оборудованием: компьютерами, интерактивными досками, имеется доступ в интернет.
Любовь Бевза, учитель начальных классов СОШ № 23 города Оренбурга
Любовь Бевза, учитель начальных классов СОШ № 23 города Оренбурга

Безусловно, когда ребенку не только рассказывают, но и наглядно показывают, материал запоминается легче. Но бывает и так, что материал ученик не усваивает. Отвлекся на уроке или пропустил тему из-за болезни – причины могут быть разными. Если такое произошло, не спешите прибегать к экстренным мерам и искать помощи у репетиторов. Если отставание небольшое, наверстать упущенное можно собственными силами, проштудировав несколько последних тем и заданий. В помощь ребенку и его родителям – педагог, который может дополнительно объяснить тему, и учебник.

– Хорошо, если дома родители будут повторять с детьми то, что проходят в школе, – говорит Лариса Саблина. – Так старшие и сами поймут, как справиться с поставленной задачей, и своему чаду подскажут. В учебнике всегда можно посмотреть, какие темы изучались последними, какие типы заданий по ним уже рассматривались. Ведь только незнакомое кажется сложным.

Современные учебники, как правило, имеют развивающий характер. Задания не повторяются. Они следуют принципу: от простого – к сложному. Для того чтобы выполнить их, нужен определенный навык поиска решений, и именно этому сейчас учат детей в школе.

– Наверстать пропущенное помогут и дополнительные источники. Для этого можно использовать тетради на печатной основе либо рассмотреть тему с помощью интернета, электронного учебника. Источник подскажет, какой набор заданий нужно решить, чтобы освоить тему, – говорит Лариса Саблина.

Методик много, и типы заданий по ним разные, но есть одна доказанная практикой закономерность: если программа ориентирована на развитие, то в итоге будут обеспечены лучшие результаты. Поэтому, выбирая программу для обучения, не надо бояться, что она окажется очень сложной для ребенка и он ее не осилит. Больше доверяйте своему чаду и, конечно, учителю. Поверьте, педагог заинтересован, чтобы ученики освоили материал. Лучший же результат достигается тогда, когда это совпадет с интересами родителей, готовых сотрудничать с учителем в вопросах образования.

http://orenweek.ru/45195/