Бизнес возникает с нуля благодаря основателю, и логично, что в начале любой бизнес - лидерский, "основателецентричный".
Однако, если бизнес-модель себя оправдывает, то бизнес растёт и микро-бизнес превращается в малый, а малый в средний. И значимость команды на этом пути постоянно увеличивается. Вот три идеи, которые могут помочь в таком непростом деле, как формирование команды.
Идея первая. Подобрать пазл к своему психотипу.
Для того,чтобы понять кого не хватает владельцу бизнеса хорошо бы:
а) понять каких качеств ему лично не хватает (обычно всегда у нас с чем-то получше, с чем-то похуже: хорошо умею ладить с людьми - плохо требую и контролирую, хорошо с новыми идеями (привет, предприниматели!) - плохо с системностью и администрированием и так далее).
б) дополнять команду такими людьми, которые будут компенсировать свои недостатки.
Хорошо в этом помогает типология И. Адизеса -- PAEI. (Если не знаете - загуглите, отличная вещь, причем легко применяется на практике в отличие от более сложных типологий, которых я знаю ещё пяток).
Конечно, с непохожими на нас людьми работать сложнее. Тут важно помнить, что разногласия в командах - это норма, но именно это и позволяет вырабатывать лучшие решения ("парламент - место для дискуссий ;)).
⠀
Идея вторая. Питательная среда для сильных.
Для того, чтобы было из кого формировать команду, должна быть среда, которая притягивает сильных людей. Что притягивает сильных людей помимо заработка? Конечно, это наличие в бизнесе сильной идеи, миссии. С этим трудно, т.к. миссия, чаще всего возникает на момент создания бизнес-модели. Выдумать миссию для уже работающего бизнеса скорее всего потребует перестройки бизнес-модели. К тому же, тут мы попадаем в область ценностных ориентиров основателя, а здесь всё очень индивидуально.
⠀
Идея третья. Вовлекай и властвуй!
Вовлечение персонала. Можно начинать с вовлечения людей в обсуждения любых волнующих вас лично вопросов. Интересуйтесь мнением сотрудников один на один, а лучше устраивайте мозговые штурмы в группах. Это помогает коллективу объединиться вокруг целей и даёт мотивацию, а владельцу даёт возможность заметить и продвинуть инициативных и думающих. А ведь именно это нам и нужно.