Эта статья, как продолжение темы, которую начал в материале про фильм «Живые и мертвые».
Не знаю, включен ли фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» в какой-нибудь наш «Золотой фонд», но если бы меня спросили — проголосовал за него двумя руками. Этот фильм можно пересматривать и пересматривать.
А песня!!! Она вообще стала жить своей жизнью, особенно когда её исполнил наипопулярнейший тогда ансамбль «Самоцветы». Бархатный голос их солиста Валентина Дьяконова, любимца всех советских женщин, придал песне особую красоту.
Только хороший фильм пересматривают по много раз, а когда смотришь в сто первый, то уже отвлекаешься и на то, что некоторые сюжеты навевают. А историку военному этот фильм напомнит о многом.
Разведчик или бомбардировщик?
Как легко вспомнить, экипаж «пешки», сначала одной, потом другой, занимаются разведкой, пытаясь обнаружить немецкий аэродром.
Вообще-то такой работой на фронте занимаются разведывательные самолеты, состоящие на вооружении специальных авиационных разведывательных полков. Другое дело, что на вооружении этих полков состояли те же самые самолеты, в разведывательной модификации Пе-2Р. Но использовать, как разведчик можно было любую «пешку», потому что специальная фотоустановка ставилась на все машины. Специальные разведывательные варианты имели дополнительное оборудование.
В отличие от немцев, специализированных моделей разведывательных самолетов у нас не выпускалось, а имевшиеся до войны разведчики Р-5 и Р-10 были потеряны ещё в 41-м.
Так реально спасались
В фильме есть эпизод, когда командир, чтобы уйти от немецких истребителей, уходит в крутое пике. Данный эпизод не вымысел, он основан на реальном факте, точнее фактах. Потому что, известно, как минимум три аналогичных случая именно с этим самолётом.
В целом же прием вообще относительно распространенный ещё со времен Первой Мировой войны. Пилоты противника верят, что самолёт сбит, и даже если захотят проверить, то пока они вернутся, снизятся, шанс уйти уже точно есть. Сбитый самолёт же не обязательно должен гореть ярким пламенем и пускать клубы черного дыма. Если пилот убит или тяжело ранен, то машиной просто некому управлять, а без человека самолёт летать не будет.
Но выполнить подобный, крайне опасный прием можно не на любом самолете. Перегрузки при пикировании такие, что самолёт просто развалится при попытке выхода из пике. Тем более, что для выхода из такого пикирования нужно иметь специальные воздушные тормоза, если речь про бомбардировщик. А ещё усиленную конструкцию, которой у обычных бомбардировщиков нет, просто в силу ненадобности. Усиленная конструкция у истребителей, это понятно, и у пикирующих бомбардировщиков. А самолёт Пе-2 как раз и представлял собой истребитель, который переделали в пикирующий бомбардировщик.
Но при этом, если опираться на реальные случаи, экипаж самолета, после такого пике, которое показали в фильме, должен был уже летать на другой машине. Во всех известных случаях, о которых я упоминал, самолет приходил в негодность и восстановлению не подлежал.
В фильме видно, что выполнялось не обычное штатное пикирование, поскольку, чтобы вывести самолет, штурвал помогал тянуть и штурман. А если бы он не смог достать, так и конец всем. А то, что штурман помогал, это опять же из реальных случаев взято.
Пикировать мог, но не пикировал
Некоторые считают, что прозвище «пешка» самолет получил именно потому, что пикирующий. Хотя и правда созвучно, и я сам так думал в детстве, но все-таки это от индекса «Пе», а стало быть, от фамилии конструктора, то есть Владимира Михайловича Петлякова.
Пикирующий бомбардировщик, в отличие от других, может наносить точечные удары по малоразмерным целям. При пикировании близком к вертикальному, пилот наводит самолёт на цель, и перед выходом из пике сбрасывает бомбу. Бомба не просто падает, она летит с огромной скоростью, сохранив скорость самолета (а она при пикировании много выше горизонтальной) и все больше ускоряясь, потому как закон тяготения на войне никто не отменял. Опытный пилот легко попадает в малоразмерную цель, типа танка. Когда в танк попадает бомба весом в 250 кг, летящая со скоростью свыше 800-900 км/час, то результат печальный для танкистов и никакая броня не спасёт. А бомбой в 500 кг топят линкоры.
Что касается Пе-2, то он, как это ни странно, чаще использовался для бомбардировки с горизонтального полета или с пологого пикирования. Причин тому две. Первая, не все летчики обучались таким приемам. А вторая чисто техническая. Когда бомбардировщик летит горизонтально, то процесс сбрасывания бомб понятен: открыли люки и всё падает вниз. Но пикирующий бомбардировщик летит почти вертикально, и если бомболюки открыть, то, как легко догадаться, никуда ничего не падает. Поэтому на машины этого класса ставили специальные приспособления, которые выводили бомбу в нужное положение. Тем более, что обычно пикировщики были одномоторные, а стало быть, надо бомбу ещё так вывести, чтобы она за винт не задела.
А на Пе-2 таких приспособлений не было, и с пикирования он мог сбрасывать лишь те бомбы, которые подвешены снаружи. А это требовало ещё большей подготовки. Впрочем, бомбардировщик хорошо работал и приносил пользу и без пикирования.