Если двигатель автомобиля откликается на действия водителя с запозданием, которое при движении по оживленной дороге может привести к непредсказуемым последствиям, возникает вопрос: все ли в порядке с мотором?
С задержкой реакции на нажатие "газа", когда после равномерной езды появилась необходимость резко ускориться, чтобы быстро обогнать "тихохода", столкнулся владелец Opel Zafira 1.9 CDTI 2006 года выпуска. К чему привела попытка справиться с проблемой - его рассказ от первого лица:
- Двигатель "тупил" в переходных режимах до 3000 оборотов. Нажимаю на "газ" - как минимум на секунду повисает пауза, ничего не происходит, а затем будто взрыв, машина рвет из-под себя. Мощность становится явно избыточной, мне столько не надо - приходится "газ" тут же сбрасывать. Это как управлять автомобилем с плохими тормозами, только наоборот: пока тормозишь слабо - реакции нет, а надавишь на педаль сильно - резко клюет носом.
Были и провалы в районе 2000 оборотов. При этом диагностика фирменным сканером Opel TECH 2 и другими приборами на разных СТО по любым программам проверки показывала, что мотор в идеале. А как ездить? Я не "гонщик" - какие гонки, когда в семье 6 человек? О безопасности думать надо, а перестроения, обгоны - обыденные ситуации, без которых при интенсивном движении не обойдешься при самом большом желании. Хотелось, чтобы в этих ситуациях автомобиль вел себя соответствующе, а не как ни пойми что.
Стандартные проверки в сервисах не понравились тем, что они проводились в статике. Тогда попробовал проверить машину в движении с помощью Bosch KTS. Этот прибор рисует графики в динамике, а по графикам проще отследить, что и в какие моменты происходит. Кроме того, у меня есть в собственности диагностический приборчик OP-COM. Он графики не рисует, зато выводит результаты измерений в виде таблиц Excel, по которым можно составлять графики.
Раз от специалистов помощи нет, начал самостоятельно анализировать, что получается, и обнаружил лаг между управлением наддувом и самим наддувом. Турбина с изменяемой геометрией. Вижу по графикам, как после нажатия на педаль пошел управляющий сигнал на турбину, и вижу, как датчик давления показывает, что давление начинает расти только после задержки. Сбрасываю "газ" - идет сигнал сбросить давление, но оно начинает уменьшаться опять-таки после какой-то задержки. Что это - "косяк" датчика давления, нет герметичности впускного тракта, проблемы вакуумного привода управления геометрией?
Ни на одной станции мне ничего толком объяснить не могли. Чем лезть в тонкости, им было проще отфутболить: у тебя все о’кей, задержки вызваны инерционностью системы, катайся и ни о чем не думай.
Вспомнил, что во времена владения Xantia у меня появился знакомый, который сначала занимался гидропневматикой Citroёn, а позже взялся за тюнинг. У него на СТО есть динамометрический стенд. Машину ставят на барабаны - и поехали… После проверки моего автомобиля знакомый был первым, кто подтвердил, что проблема имеется. Правда, где - непонятно было и ему. Посоветовал начать с турбины, что совпадало с моими мыслями.
Отдал турбину на СТО, которая специализируется на турбокомпрессорах, после чего убедился, что ремонт турбонаддува в нашей стране - отдельная печальная тема. Большинство сервисов просто меняют картридж и говорят: вот мы починили турбину. А это только половина дела, причем меньшая. Есть еще управление турбиной, но чтобы его регулировать, нужен стенд, который стоит, как мне сказали на СТО, где я его все-таки нашел, больше 100 тысяч евро. При такой цене понятно, почему больше ни у кого этого стенда нет, а регулировку если и делают, то на глазок.
Картридж оказался в порядке, поэтому его не меняли. Регулировалось на стенде только управление турбиной. После этого машина действительно поехала лучше. Стала более чутко реагировать на педаль "газа", но когда опять загнал машину к знакомому на стенд, не все оказалось гладко. На этот раз под подозрение попали датчики расхода воздуха. Условно говоря, датчики показывают, что в двигатель прошло 100 кубометров воздуха, а в реальности - 80. Они пленочные, со своим сроком службы, чувствительные к загрязнению плюс даже новые имеют допуски в ту или иную сторону от номинала.
Сделал так: пошел на рынок и набрал 10 датчиков. А затем менял их по очереди, ехал и смотрел по ощущениям, что из них лучше. Оставил те, что понравились, и отправился на стенд. По замерам убедился, что ощущения меня не обманули, разница есть. И еще они убедили в том, что хотя регулировка турбины и замена датчика расхода воздуха дали результат, проблема с паузой осталась. Она просто стала не такой выраженной, как раньше.
Поскольку результат был, задумался, что еще можно поправить в двигателе. В 1.9 CDTI нет гидротолкателей. Зазоры в клапанах нужно проверять раз в 120 тысяч, а регулируются они шайбами. В стакане шайба должна вращаться, а если клинит, например, потому, что закоксовалась, кулачок начинает работать с трением скольжения и изнашивается. Это тоже отражается на показателях двигателя.
Также решил проверить форсунки. Они оказались в идеале, но из разговора с ребятами, которые форсунками занимались, вынес две идеи. Первая - провести балансировку топливного впрыска, или, говоря проще, поставить форсунки не в те цилиндры, где они стояли изначально, а поменять их местами с учетом данных, полученных при проверке по коррекции каждой форсунки, и замера компрессии по цилиндрам.
Дело в том, что помимо задержки реакции на нажатие "газа" мотор работал с небольшой вибрацией. Кроме меня, ее опять-таки никто не ощущал. Наверное, это как у человека с музыкальным слухом, который чувствует фальшь там, где обычные люди ничего не слышат. Менял опоры, чтобы с вибрацией справиться, - не помогло. Переставил форсунки - вибрация пропала.
Помимо того, и это главное, беседа с топливщиками подтолкнула к тому, что можно попробовать побороться с проблемой задержки "газа" на программном уровне. В общем, задумался о чип-тюнинге. Когда о нем говорят, многие сразу считают, что речь идет о каком-то примитивном и убийственном для мотора увеличении мощности и крутящего момента. Поэтому люди к этому очень настороженно относятся.
Однако на самом деле чип-тюнинг - это настройка. Мне не требовалось увеличивать мощность и крутящий момент, мне хотелось победить на программном уровне проблему, которая мешала мне спокойно и безопасно участвовать в дорожном движении. Тем не менее на всякий случай заранее подготовил двигатель и коробку передач к тюнингу, залив в них антифрикционные присадки.
Занялся чип-тюнингом после того, как закончил с форсунками и регулировкой тепловых зазоров в клапанах. Первый блин вышел комом. Ни одна из нескольких прошивок, предложенных специалистом, к которому обратился сначала, не понравилась. Интересно другое. Однажды он убрал сглаживающий эффект, который предназначен подавлять отклики педали "газа" на тряску ноги водителя при езде по неровной дороге. Кто бы мог подумать, что такие вещи учитываются в заводской программе блока управления? А ведь и впрямь после того, как убрали сглаживание, двигатель стал "нервным", ни на секунду ногу не расслабишь, чтобы не вызвать его дерганья.
Нашел другого человека. На этот раз повезло. Правда, первая прошивка, которую он предложил, не понравилась - мотор стал вялым. Он учел мои замечания, внес в прошивку изменения, и вот это было уже совсем другое дело. Я понял, что мы на правильном пути, съездил на стенд, снял графики, чтобы ему было удобнее думать, что изменить в программе, и вернулся с ними и новыми замечаниями.
Пробовали несколько прошивок. Садились в автомобиль, подключали компьютер и ехали. Я говорил: вот сейчас проблема, - а он смотрел, что в этот момент с параметрами.
Наверное, только после пятого изменения программы мы наконец-то добились желаемого. Я действительно не мог узнать мотор - моментальный, но адекватный отклик на педаль "газа", разгон напористый и в то же время предсказуемый. Разница между тем, как машина реагировала на мои действия раньше и как стала реагировать после чип-тюнинга, была существенной, если не сказать колоссальной.
Пришел к выводу, что прошивку нужно строить для конкретной машины с учетом ее состояния, условий, при которых она эксплуатируется, и других факторов. Говоря проще, чтобы добиться идеала, прошивка должна быть индивидуальной, а стандартные прошивки идеальными не могут быть по определению.
Что касается мощности и крутящего момента, то они увеличились. Однако если говорить о максимальных значениях, они выросли не намного: мощность - на 3 лошадиные силы, момент - на 5 ньютон-метров. А вот в диапазоне от полутора до трех тысяч оборотов рост значительнее. Например, крутящий момент при оборотах 1500-2000 вырос на 40 ньютон-метров.
Никак не ожидал, что в окончательном итоге получу еще и уменьшение расхода топлива на 10-15 процентов в зависимости от режима. На пустом месте мощность не вырастет - чтобы получить прирост, должно сгореть дополнительное топливо. По всей видимости, экономия связана с оптимизацией кривой развития крутящего момента. Та его величина, которая прежде была доступна на более высоких оборотах, теперь стала доступна на низких.
Понятно, что на расход влияет многое: манера езды, условия движения и так далее. Даже в городе он будет разным в зависимости от загруженности - утро, вечер, час пик. Более-менее объективным считаю расход при движении по трассе с постоянной скоростью.
До всех процедур моя Zafira расходовала 5-5,1 литра на 100 километров. После чип-тюнинга расход стал 4,4 при 90 километрах в час и 4,6 при 120. Обращаю внимание, насколько незначительной стала прибавка при увеличении скорости с 90 до 120, ведь стандартная схема - увеличение расхода на 10 процентов на каждые 10 километров в час увеличения скорости. Чип-тюнинг обошелся мне в 300 рублей, или в районе 150 у.е. по курсу. Не думал, что верну затраты, но благодаря экономии топлива получилось, что окупилась новая прошивка через 40 тысяч километров.
И последнее замечание: автомобиль ездил с сажевым фильтром и клапаном EGR. Я ничего не удалял, все работало прекрасно. Пробег машины к моменту, когда чип-тюнинг был завершен, составлял примерно 360 тысяч километров…
Сергей БОЯРСКИХ
Фото владельца и из архива редакции, графики предоставлены владельцем
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber