Мы обманываем сами себя. Это адаптивная функция, помогающая улучшить жизнь. Причем значительно - по данным Рубена и Старек обманывающие себя люди счастливее и успешнее и в личной жизни, и в бизнесе.
Самолюбование - врожденная черта человеческого общества. Даже преступники в тюрьме считают, что они честнее и добрее, чем среднестатистический член общества. Это "эффект озера Вобегон" где «все женщины сильны, все мужчины красивы, а все дети выше среднего уровня». Люди склонны к самоуверенности и преувеличению своих способностей, достижений, благородства и независимости. Успех приписывается мастерству, а неудача – невезению.
Мои любимые цифры. 95% профессоров считают свой уровень преподавания выше среднего. В исследовании с миллионом респондентов - 25% опрошенных относят себя в топ 1% по умению ладить с другими людьми. А 99% уверены, что их чувство юмора выше среднего. Люди искажают даже объективные данные - когда журнал Time задал жителям США вопрос, принадлежат ли они к 1% людей с наивысшим доходом, утвердительно ответили 19%.
Так вот. Это полезно помнить, если вы решили провести маркетинговое исследование. Поговорить с покупателями, провести опрос. Люди не только лгут исследователям - они обманывают сами себя. Лучше наблюдайте и экспериментируйте. Чтобы не столкнуться с парадоксом измерения частей тела в деревнях Испании.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита
Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет
ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "