Наверняка с вами случалось подобное, узнав какой-то факт, имя, или название музыкального коллектива, Вы потом несколько дней повсюду встречаете упоминание о нем. Почему же это происходит? Тема интересна, давайте разбираться.
Именуется наш предмет разговора иллюзия частотности.
Вся суть этого когнитивного искажения вытекает из двух других: селективное внимание и склонность к подтверждению своей точки зрения (с этим искажением мы издали знакомились в первой публикации).
Работа первого искажения выглядит так. Сейчас, когда информации вокруг невероятно много, мы за день можем прочитать в ленте новостей больше, чем выпадало на долю среднего человека в провинции средневековья за всю жизнь, наше сознание стремится к фильтрации входящего потока, отмечая нашим вниманием лишь важные для нас вещи, те знания которые являются релевантными в конкретный момент, по большей части игнорируя все остальное.
Второе же вынуждает фиксировать лишь ту информацию, которая не идет в разрез с текущей картиной мира, запоминается недостоверно и чаще всего избирается предвзято, вне зависимости, насколько она истинна.
Иллюзия частотности возникает тогда, когда свежая информация, только обработанная сознанием, становится важной и начинает проходить фильтрацию, мы начинаем ее замечать, а наше второе искажение вынуждает нас непреднамеренно предвзято оценивать следующие случаи ее восприятия, словно упоминания об объекте внимания повсюду (интернет не в счет, там скорее всего виноват Яндекс директ).
Несколько других примеров из жизни
Возьмем маркетинг, а конкретно рекламные компании, будь то нативная, или прямая реклама, через контент рекламодатель сеет в вашем сознании упоминания бренда, вынуждая подсознание обрабатывать эту информацию, что может привести через неделю, месяц или даже год, к покупке, только лишь потому что вам этот бренд покажется знакомым.
Также возможно вы сталкивались с врачами, только закончившими интернатуру, которые изучив какое-то новое заболевание часто стремятся доказать или опровергнуть его наличие у пациента, путем дополнительных анализов, часто излишних, либо несознательно уводят диагностику по вероятно ложному пути.
У нас невольно создается впечатление, что информация, которая недавно была изучена, резко приковала к себе внимание всего мира, на деле же ничего подобного не происходит, просто по мнению сознания, этот объект теперь достоин вашего внимания. :)
Что же, предлагаю сегодня на этом закончить. Если вас интересует подобный контент, не нужно стесняться, подпишитесь. Гораздо увлекательнее будет изучать все это вместе.