Никогда не рано изучить иностранный язык, особенно если это – английский. В принципе, довольно известный факт, что лучше всего начинать изучать его в раннем детстве. Но насколько «раннем»? И существует ли оптимальный возраст?
Большинство психологов и педагогов считают, что существует. Вот только общего мнения, какой именно возраст оптимален, не существует. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из вариантов.
С первых дней жизни
Конечно, в школу английского ребенка в таком возрасте не записать. Да и приглашать репетитора – не лучшая идея. Ребенок только познает мир, узнает родителей, которые стараются окружить его особенной атмосферой. Вряд ли кому-то захочется впускать в этот мир постороннего человека.
Поэтому, если вы решите учить ребенка английскому в этом возрасте, придется полагаться исключительно на свои силы. Например, петь колыбельные на английском.
Плюсы:
— внимание и память ребенка направлены на получение новых знаний от родителей;
— ребенок очень восприимчив к любой информации;
— можно привить ребенку интуитивное восприятие языка.
Минусы:
— если вы сами плохо владеете английским, то рискуете только навредить ребенку;
— изучение второго языка может негативно повлиять на изучение родного;
— ряд психологов считают, что такие маленькие дети психологически не готовы изучать иностранный язык.
С полутора-двух лет
С этого возраста у Вас появляется крошечный шанс, что вашего ребенка возьмут в какую-нибудь школу английского. Правда, даже если такое случится, занятия для таких маленьких детей проходят в присутствии родителей и имеют другие особенности.
Плюсы:
— в этом возрасте вся деятельность мозга и работа мозговых центров направлена на изучение языка.
Минусы:
— при неверной организации учебного процесса, существует риск сформировать у ребенка отрицательный эмоциональный фон по отношению к изучению языка.
С трех-пяти лет
Большинство специалистом именно этот возраст называют оптимальным для погружения в мир английского языка. К тому же в этом возрасте в процессе изучения можно развивать у ребенка мелкую моторику, усидчивость, внимание, воображение и другие навыки.
Конечно, разница в развитии 3-х и 5-ти летнего ребенка огромна. Но есть несколько общих моментов, которые можно использовать при обучении ребенка языку:
— в речи ребенка появляется местоимение «я»;
— дети активно играют в ролевые игры;
— ребенок желает соответствовать требованиям взрослых;
— детям этого возраста необходима мотивация их деятельности.
Плюсы:
— игра становится основным средством познания мира, следовательно, благодаря ней можно помочь ребенку овладеть знаниями;
— дети в этом возрасте очень восприимчивы к получению новой информации;
— у ребенка сформировались определенные языковые навыки родного языка;
— ребенок сравнивает себя с другими детьми, оценивает свои поступки.
Минусы:
— если проводить занятия не в игровой форме, ребенок может быстро потерять интерес к ним;
— есть риск сформировать негативное отношение к изучению английского в раннем возрасте;
— без мотивации к какому-либо занятию, ребенок не будет им заниматься;
— в трехлетнем возрасте ребенок переживает один из возрастных кризисов. Дополнительная нагрузка в это время может негативно сказаться на нем.
С пяти-семи лет
В этом возрасте дети активно общаются со сверстниками, учатся их выслушивать, обогащают словарный запас. У ребенка не возникает трудностей с запоминанием новых слов, а его внимание становится более сконцентрированным. Он может заниматься малоинтересным ему делом 25-30 минут. Поэтому педагогу не обязательно каждую минуту занятий превращать в уникальное приключение, хотя в целом английский для детей этого возраста должен преподаваться ярко, весело, красочно.
Плюсы:
— ребенок хорошо владеет родным языком, может изучать иностранный на его базе;
— ребенок может изучать язык осмысленно;
— у ребенка увеличивается объем памяти;
— у ребенка хорошо развиты навыки самоорганизации.
Минусы:
— в этом возрасте ребенок испытывает стресс от перехода из детского сада в школу.
С семи лет
Если ваш ребенок достиг семилетнего возраста, можете отбросить сомнения и смело приступать к изучению английского. Теперь Вы может не эпизодически посещать языковую школу, а записать ребенка на полноценные занятия.
Сделать это можно и раньше. Но тогда Вам нужно обязательно посетить пробное занятие, чтобы побольше узнать о форме обучения, решить, сумеет ли ваш ребенок свыкнуться с незнакомым окружением.
Иногда дети даже предложение раскрасить рисунок могут воспринимать как задание. В таком случае, если изучение английского не будет для 3-5 летнего ребенка игрой, он быстро утратит к нему интерес и занятия принесут только вред.
Если же занятия проходят в интересной форме, а ваш ребенок получает удовольствие, смело записывайте его на них.