Онлайн-обучение становится все более популярным. Согласно исследованию EdMarket, к 2021 году его доля в образовании в России достигнет 2,6% против 1,1% в 2016 году. Многие компании и университеты зарабатывают на нем. Сегодня мы расскажем о четырех моделях такого бизнеса: с примерами, фактами, мнениями.
Первая модель: стандартное обучение
Обычное обучение — стандартная и распространенная модель бизнеса на онлайн-образовании. Разные школы выбирают разные пути. Например:
- проводят курсы с вебинарами, домашними заданиями, интерактивными тестами;
- организуют несколько вебинаров, на которых рассказывают об основах и приводят в пример практические примеры;
- закрепляют одного учителя за одним учеником и проводят индивидуальное обучение;
- создают пошаговый план самостоятельного изучения материалов учениками и контролируют знания.
Все варианты обучения объединяет одно: оно обычно длится долго — от недели до 2–3 месяцев. В большинстве случаев преподаватели работают сразу со всеми учениками: проводят вебинары, трансляции, пишут обучающие материалы. Реже реализуют индивидуальное обучение.
Например, мы в акселераторе ведем каждого ученика индивидуально. За персональный подход выступает и школа английского языка Skyeng. Известная «Нетология» выпускает программу обучения, набирает очередной поток учеников и запускает курс в определенную дату. Так же поступает школа шопинга Татьяны Тимофеевой. Право на жизнь имеют разные форматы обучения: главное, чтобы они приносили действительно ценные знания.
«Доход с продаж одного вида курсов может стартовать от 2-3 тысяч долларов в месяц. Эта цифра может быть увеличена многократно, если вы будете много работать. Но на старте проекта и несколько тысяч долларов является хорошим вознаграждением»
Вениамин Крыжановский, автор на «Бизнес.Арена»
«У нас на двоих 3 онлайн-школы, и мы делаем 200 миллионов рублей выручки в год. Из них на FreePublicitySchool приходится 30%, на школу по Астрологии и Акселератор – 50-60%»
Из интервью с Дмитрием Юрченко и Сергеем Капустиным — основателями ACCEL
Как работает эта модель. Онлайн-школы зарабатывают на постоянных продажах продуктов. Они тратят время и деньги на разработку программ обучения, на работу экспертов в отрасли, на проведение уроков. Дополнительная статья расходов — привлечение лидов: чтобы набирать учеников, нужно постоянно рекламировать продукт. Это тоже стоит денег. А еще нужно постоянно тратить время: проводить лекции, проверять знания, модернизировать программу обучения.
Вторая модель: выпуск инфопродуктов
Инфопродукты ассоциируются с бизнесом на продаже информации, а он имеет неоднозначную репутацию. На самом деле инфопродукты могут быть качественным образовательным контентом: все зависит от того, кто их выпускает.
Инфопродуктами могут быть:
- сайты с платным доступом, на которых выложены курсы по обучению, полезная информация по теории и практике;
- обучающие книги, которые рассказывают о том, как стать специалистом в своем деле;
- записи вебинаров — каждый пользователь может просмотреть их в удобное время;
- курсы для самостоятельного изучения — текстовые, с видео или интерактивным тестом;
- DVD-диски с пошаговыми инструкциями по выполнению какой-либо задачи, например — по рисованию в Photoshop.
Все инфопродукты объединяет одно — их можно изучать самостоятельно, в удобное время. А в некоторых курсах предусмотрены интерактивные тесты для проверки знаний. В стандартном обучении же нужно учиться вместе с другими, а обучение дается в фиксированное время.
Инфопродукты выпускают многие. Например, Coursera выпускает интерактивные учебники, но дает возможность ученикам получить обратную связь от других обучающихся и преподавателей. «Нетология» публикует видеокурсы. Есть инфопродукты, в которых использовано несколько видов контента. Например, Microsoft Virtual Academy публикует курсы с видео и презентациями. Известная среди копирайтеров книга Максима Ильяхова «Пиши. Сокращай» платная — ее тоже можно отнести к инфопродуктам.
«Ваш потенциальный клиент всегда может самостоятельно прочесть статьи, книги или попросить коллег поделиться своим опытом. Слова продавцов в стиле: «Самостоятельное обучение не даст вам высоких результатов», а также попытки убедить в «невысокой цене» вызывают только раздражение и неприязнь. Тем не менее, ваш потенциальный клиент будет готов вам заплатить высокую цену, если он будет понимать, что это плата за:
Удобство (ведь весь необходимый материал уже подготовлен специалистами, подобраны эффективные примеры и упражнения) и за контроль со стороны преподавателя.
Уверенность в полученных знаниях (гарантия возврата денег, проверенные методы и приёмы обучения)
Скорость (нужен быстрый результат, а самому сложно успеть организовать своё обучение и получить нужный результат)»
Из статьи Анны Вербы, сооснователя ГК «Актив» — продуктовой IT-компании полного цикла
«За все время работы в интернете видела много инфопродуктов, и даже создала один «сырой» сама. Средняя стоимость качественного курса, хорошей книги или диска — от 2 000 ₽. Например, если продать всего 100 копий и вычесть затраты на привлечение лида (допустим, 1 000 ₽, хотя это очень много), получите доход в 100 000 ₽. А хорошие курсы можно продавать по 10–50 в день.
Считаю, что инфопродукты дают больше прибыли, чем стандартное обучение. Они экономят время, а его можно потратить на создание новых продуктов»
Дарья Сопина, автор на медиапортале ACCEL
Как работает эта модель. Вы создаете инфопродукт один раз и получаете деньги с его продаж все оставшееся время. Нужно потратить деньги на подготовку продукта и периодически оплачивать рекламу, чтобы привлекать покупателей. Но вы экономите время, потому что клиенты сами изучают материалы: не нужно проводить лекции, отвечать на вопросы, тестировать учеников.
Третья модель: лицензирование или франшиза
Франшиза — модель бизнеса, при которой вы продаете свои знания по открытию бизнеса другим и разрешаете им пользоваться своим брендом. То есть ваши партнеры будут открывать свои онлайн-школы под вашим именем и будут платить за это. А вы предоставите им бизнес-план, будете поддерживать и консультировать их.
Другая модель заработка, близкая к франшизе — лицензирование, или продажа бренда. Вы разрешаете партнерам использовать ваш бренд в рекламе или обучении за деньги. Например, отправляете эксперта на тематическую конференцию, организованную другой компанией. Или создаете совместно какой-то обучающий продукт.
Стандартная франшиза не распространена в онлайн-образовании, потому что компании легче охватить еще одно направление деятельности самой, чем обучать бизнесу других. Но в обычном образовании франшизы работают хорошо: они есть у «Центра иностранных языков», детской школы Stratum, международной сети детских школ английского языка Time. В онлайн-бизнесе популярно обучение созданию своей онлайн-школы. Например, мы продаем свои знания: приводим каждого ученика к прибыли в 150 000 ₽ за 3 месяца.
Как работает эта модель. Вы получаете деньги за то, что делитесь с клиентами знаниями или разрешаете партнерам использовать ваш бренд. Чтобы зарабатывать на этом, сначала нужно стать известным в своей сфере.
Четвертая модель: сборная «солянка»
Четвертая модель бизнеса на онлайн-образовании включает в себя несколько направлений деятельности: например, стандартное обучение и лицензирование, или обучение и выпуск инфопродуктов. Так поступают многие.
«Нетология» — университет онлайн-профессий. Она выпускает разные инфопродукты — например, видеокурсы для самостоятельного изучения. Проводит обучение потоками, ведет набор учеников до определенных чисел. Выдает сертификаты. А еще привлекает экспертов других компаний — Mail.ru, Google, «Альфа-Банка». То есть использует лицензирование, но выступает покупателем.
Максим Ильяхов — редактор с хорошим личным брендом. Он выпускает платные книги, то есть инфопродукты, и ведет обучение в «Школе редакторов». А еще постоянно дорабатывает бесплатный сервис «Главред», выпускает бесплатные курсы.
ACCEL. У нас есть и индивидуальное обучение, которое помогает клиентам достичь поставленных целей, и массовые инфопродукты. Например, бесплатный вебинар. Каждый его участник получает PDF-план с пошаговой инструкцией по созданию своей онлайн-школы.
«Предоставленный market place позволил установить партнерские отношения с такими авторитетами в фотоиндустрии, как Phottix — производитель вспышек, освещения и т.д., Olympus, Fuji в России, Tamron и др. Платформа школы представляет максимально универсальный инструмент для продаж. Это не только курсы по подписке, но и система перекрестных ссылок, позволяющих зарабатывать с помощью реферальной программы. Можно генерировать трафик, тогда 50% от оплаты приведенных тобой людей, получаешь себе на счет. Например, человек заплатил 10$. 5 из них уходит тому человеку, который это принес, остальные 5 распределяются между преподавателями, которых он смотрел, в пропорциях относительно времени»
Из истории успеха Дмитрия Федотова — о том, как можно еще заработать на онлайн-школе
Какую из моделей бизнеса на онлайн-образовании выбрать — решать вам. Напишите в комментариях, какая модель вам ближе. Будем благодарны за шеры статьи в социальных сетях!
Автор: Дарья Сопина
Чтобы отслеживать новости и тренды в онлайн-образовании, подписывайтесь на наш телеграм-канал
За лайк и подписку будем благодарны ;-)
На сайте Акселератора ещё больше материалов про онлайн-бизнес.