Ну вот мы оказались, пожалуй, в самом интересном месте на Чукотке с таким странным и загадочным названием - Омолон.
Как живет Анадырь - самый восточный город России и столица Чукотки?
Село Омолон, по воле судьбы оказалось на границе трех дальневосточных регионов.
И что особенно удивительно, но граница между Колымой и Чукоткой проходит по реке Омолон на которой и стоит одноименное село. Хотя и до Камчатки из Омолона не более 120 километров.
Где находится и как живет самый северный город России?
В предыдущей статье я уже писал про самый протяженный зимник Чукотки, который связывает Билибино с самым труднодоступным селом Чукотки - Омолоном
Зимники Чукотки. Как попасть в самое труднодоступное село Чукотки?
В 2016 году "дорожники" из Билибино только закончили "нарезать" эту настоящую "дорогу жизни" несмотря на то, что на календаре уже была середина марта.
К моменту нашего приезда, село Омолон уже находилось в режиме жесткой экономии дизельного топлива на ДЭС (дизель-электростанции).
Летний завоз был фактически сорван по причине низкой воды в реке Омолон, и баржи из Черского не смогли доставить топливо и продукты в необходимом количестве для предстоящей зимы. Вся надежда была на зимник, который обычно действует с февраля по апрель.
Как живут чукчи-оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке
К слову сказать, нам тоже необходимо было дизельное топливо. Много топлива, которого не было ни на АЗС, ни в ДЭС.
Да...на 600 километров зимника "Билибино - Омолон" мы израсходовали более 150 литров из 230 литров запаса. С большим трудом нам нашли бочку дизтоплива больше похожего на печное топливо, но выбора уже не оставалось.
Как же выживает село в таких условиях? Очень просто. Многие годы село было более тесно связано именно с Магаданской областью, чем с Чукоткой.
В годы войны здесь был запасной аэродром АЛСИБ, а после войны функционировал крупнейший оленеводческий колхоз Чукотки. Вдумайтесь только, десятки тысяч голов оленей...
И тот факт, что после распада СССР село оказалось в составе Чукотского АО, а не отошло к Магаданской области - досадная ошибка.
И единственный способ связи с внешним миром - это аэропорт. Тот самый легендарный аэродром АЛСИБа. А сейчас отсюда выполняются регулярные рейсы в Билибино и.... Магадан. Но авиатранспортом доставлять грузы крайне дорого и неэффективно.
И все эти годы, с наступлением зимы, местные предприниматели начинают пробивать "дикий" зимник на Омсукчан, к большой земле. Откуда уже ведет обычная круглогодичная дорога до Магадана. Не в Билибино, а именно в Магадан.
Это и есть вторая и неофициальная дорога на Чукотку с "материка". Дорога, которой официально не существует. Опасная, трудная, стихийная.
Хотя как можно называть дорогой 400 километров заметенного следа, петляющего по болотам и лесотундре в окружении горных хребтов?
А потом еще 200 километров зимника от месторождения Кубака до Омсукчана. Но это уже накатанный зимник, который используется для зимнего завоза топлива и грузов в артели старателей.
На всем протяжении этого 600 - километрового участка между Омолоном и Омсукчана нет ни одного населенного пункта. Абсолютно ничего в белом ничто.
И коммерсанты каждый год пробивают себе "дикий" зимник на КАМАЗах, а у нас хоть и внедорожник, но все-же легковой автомобиль. Бьют долго, первый рейс доходит до месяца. Да и потом ходят редко, не более 1-2 раз в месяц.
А еще там знатно дует. На несколько дней можно попасть в пургу. И снег отличается от привычной арктической тундры - пухляк. И попадаешь в ловушку. Даже КАМАЗы, которые не могут пробить себе колею, но у них есть снегоходы. А у нас... ничего.
Сломаться в таких условиях или остаться без топлива - почти наверняка обречь себя на гибель. Никакого движения здесь нет. Одна - две машины за неделю. Да и температуры здесь зимой суровые и несмотря на середину марта, термометр ночью опускался до - 50С.
Но прежде, чем попасть на этот "дикий" зимник, надо преодолеть Омолон. Своенравная северная река. Широка и с сильным течением. Она не замерзает даже в 50 - градусные морозы.
И многочисленные промоины в которых тонут даже КАМАЗы. Но один из друзей предпринимателей очень сильно помог нам, показав место брода. Снегоход, ледобур и непростой выбор траектории движения
Трудно представить как в таких условиях будут строить мост через Омолон на будущей федеральной трассе Магадан - Омсукчан - Омолон - Анадырь. А ведь трасса должна пройти именно здесь.
И как только мы пересекли Омолон, одновременно покинули и Чукотку. Началась настоящая Колыма...
По мере удаления от Омолона мы вновь приближались к заснеженным горным хребтам с пиками немногим меньше 1900 метров. Только теперь здесь не было дорожников, которые пробивали перевалы. След петлял по траверсе хребтов, умело обходя западни с глубокими снежными ямами.
И с каждым километром удаляясь от Омолона, было отчетливое ощущение адреналина, бьющего в кровь. Одна машина в таких местах не ходит.
За многие годы путешествий мне так и не удалось найти похожие по своей красоте и гармонии виды. Особенно в тех местах, где человеку удалось вмешаться в жизнь природа.
И самое главное, что нам везло. В Арктике это половина, нет даже 2/3 успеха. Только в супер-лотерее так может везти с погодой. Уже неделю стояла солнечная и морозная погода, но мы знали, что на Магаданскую область уже надвигается зимний шторм и нам необходимо было выбираться отсюда до его начала.
За первый день мы прошли 300 километров дикого участка от Омолона из 400 и пока все получалось... Мы выбирались на большую землю, замыкали кольцо и пока все получалось.
Продолжение следует...
Как добывают золото на Чукотке? Один день из жизни артели - старателей
Билибино - уникальный атомный город в Арктике. Появится ли еще один город - призрак?
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com