Продолжающиеся санкции заставили правительство РФ всерьёз задуматься о возобновлении производства широкофюзеляжной дальнемагистральной машины в версии Ил-96-400М и ещё в начале 2017 года были выделены 53 млрд рублей, которые пошли на изготовление первого опытного самолёта и последующих серийных машин, а также на модернизацию производственных мощностей ВАСО. Техническое перевооружение Воронежского завода обойдётся правительству дополнительно в 1.32 млрд рублей, но обновлённая версия дальнемагистрального самолёта того стоит.
Лайнер создаётся на базе Ил-96-300, основные отличия нового самолёта – это экипаж из двух пилотов, более длинный на 9.65 м фюзеляж и отечественные мощные двигатели ПС-90А1. Конечно, машина получит современное бортовое оборудование и новейшую авионику, для неё разработана улучшенная компоновка. В сборочном цехе ВАСО на освободившемся стапеле под грузовой Ил-96- 400Т ещё в октябре прошлого года приступили к сборке элементов планера версии 400М.
Что касается силовой установки, то первые серийные машины будут выпускаться с двигателями ПС-90А1, впоследствии воздушное судно оснастят новой разработкой - перспективным ТРДД ПД-35 с предполагаемой тягой до 40 тонн.
Первый прототип лайнера обещают собрать до конца 2019 года, а с 2020 года начаться серийный выпуск дальнемагистрального лайнера уже под обозначением Ил-496,решение об этом уже принято. Первые пять серийных воздушных судов будут переданы ГТЛК и приступят к авиаперевозкам на маршруте Москва-Хабаровск и Владивосток.
Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский лайнер Ил-496 при максимальном взлётном весе 270 тонн берёт полезную нагрузку 58 тонн или 436 человек и с крейсерской скоростью 870 км/час доставляет пассажиров на расстояние 10 тысяч километров.
Эксперт Олег Пантелеев считает, что Россия не собирается создавать конкуренцию Боингу и Эйрбасу в лице Ил -496, а просто пытается сохранить дальнемагистральную авиацию и вместе с ней производственно-технологическую базу.
Но, заслуженный пилот России, кандидат технических наук Владимир Попов придерживается иного мнения, он говорит, что даже с моторами ПС-90А самолёт коммерчески выгоден, поскольку по соотношению цены/качества он находится на одном уровне с зарубежными аналогами.
В. Попов заявляет:
«Россия просто обязана иметь собственный дальнемагистральный самолёт. Это вопрос престижа, так и экономики. Я не вижу причин, по которым Ил-96 нельзя использовать в гражданской авиации. Мы можем продолжать собирать эту машину с нуля и продолжать её совершенствовать. Текущие тенденции в нашей авиации внушают надежду, что Ил-96 займёт достойное место в сфере коммерческой эксплуатации».