«Сказка о царе Салтане» как постановка - произведение в большей степени детское, но по музыке - почему бы и не послушать. Все же Римский-Корсаков - прекрасный русский композитор, не самый простой, между прочим. Так я подумала и пошла на дневной спектакль в театр Станиславского и Немировича-Данченко прекрасно понимая, что попаду в зал, заполненный детьми и их родителями.
В конце концов, это и моя любимая сказка из пушкинских (думаю - и не только моя). Я это к тому, что ставя такие спектакли, в общем-то не надо исключать возможность того, что на него может прийти взрослый любитель оперы.
В театре же Станиславского насчет этого спектакля, по моим ощущениям, расслабились до неприличия, рассчитывая не просто на то, что придут дети, а наверное еще и на то, что и мысли взрослых прежде всего будут заняты поведенческими моментами детей, которых они привели, чтобы приобщить к высокому искусству. И наверное так оно и есть: зал был битком, детишки были нарядные, несколько взвинченные особой обстановкой, многих родителям приходилось успокаивать, усаживать, терпеливо выслушивать нытье и отвечать на массу вопросов.
Неприятность в том, что отвечать на вопросы родителям пришлось и по ходу оперы.
Все детишки вокруг меня защебетали, обращаясь к своим родителям: "Мама, папа, что они поют? Я ничего не понимаю! "
Вот буквально со всех сторон. Что отвечали родители? Да кто что. Но понимаете к чему это приводит? Ребенок начинает думать что опера - это такая звуковая каша и тебе надо прямо-таки постараться найти изначальный смысл сказки или другого произведения. Что выберут дети? Наверное, мультик или фильм или еще что, но явно не оперу.
С самого ее начала не покидало странное ощущение: ты знаешь Пушкина, но ты его не слышишь! Так просто ж - Пушкин, у любого нормального человека на подкорке записаны его стихи, не итальянская речь, не французская, не немецкая, но ты не можешь разобрать ни черта из того, что поют на сцене, сидя на хорошем месте в ближнем партере. Такое чувство, что на сцене были певцы, которых стыдно ставить в обычные спектакли - вот им и поручили детский, можно и схалтурить. Хотя в наше время всего можно ожидать.
В другой ситуации я бы напряглась, когда весь спектакль вдруг меня дети вступают в диалог со своими родителями, а еще и шоколадками шуршат, и водичку пьют, но в данной ситуации хорошо, что дети не молчали, как-то это все было созвучно вопросам моего внутреннего ребенка.
Самое приличное, что можно посоветовать ребенку ( и родители советовали) - просто слушай музыку.
"Слушать музыку". Да, это я и себе говорила, я собственно ради нее и пришла. Но тут тоже проблема, уже подмеченная мной на "Пиковой даме" в этом театре в конце прошлого года: оркестр грохочет. Вот и представьте: певцы и так еле-еле справляются, а тут еще и музыка гремит. Две параллельных вселенных, а не единое целое.
Самые удачные исполнительские моменты оперы были связаны либо с хором, либо с инструментальными местами - тот же "Полет шмеля" или увертюры. В остальном же ну как-то неудобно за то, что оркестр жил своей жизнью.
Да, все-таки было два персонажа, которые пели хорошо: князь Гвидон и Царевна-лебедь. Не купила программку, к сожалению, теперь не знаю кого хвалить, но только этих двоих и хор - больше некого.
Про детей на сцене хочется сказать отдельно. Это - безусловная удача постановки. Белочка, шмель, изумрудики в орешках, морские жители, 33 богатыря - все это дети или подростки-артисты. Вот это реально может понравится детям-зрителям и вдохновить их, это трогательно и уместно.
Теперь по общей эстетике. Весь спектакль вытаскивает, на мой взгляд, художник по костюмам - Ирина Акимова. Костюмы просто прекрасные! Вот во всей этой постановке ребенку ( и не только) стоило бы говорить даже не "слушай музыку", а "смотри на костюмы". Феноменальные находки! Очень остроумно сделан город ( хор наряжен в цветные одежды и шапочки, имитирующие главки церквей и верхушки башен).
Путешественники, докладывающие о том, что "за морем житье не худо" - восхитительная феерия: три группки мореплавателей одеты в стилизованные под орнаментальные особенности русских народных промыслов костюмы-матрешки и двигаются с огромными расписными ложками в руках, а еще у каждой группы есть своего рода хоругвь с основным узором "клана".
Очень стильный костюм у Царевны-лебедя - красиво, величаво и нежно. Старый дед и Скоморох - тоже весело и с аллюзией на глиняные русские игрушки. Да все в общем были одеты замечательно и со смыслом. Например, слишком быстро выросший Гвидон уже юношей остается в маленькой красной шапочке, в которой его посадили в бочку до тех пор, пока появившийся на острове люд не позвал его княжить.
Однозначно, реквизиту и костюмам - брависсимо!
А сама сцена при этом весьма бедновата. Кроме бугорка-острова, ангельских крыльев, периодически становящихся волнами и появляющиеся сиротских тронов-стульев на ней нет ничего. И задника как такового нет. То есть те, кто сидит на балконах , видят только пестро одетые фигурки. У сидящих в партере хотя бы эти фигурки иногда "складываются" в город или прочим движением "размазываются" по сцене.
Понимаю, что постановка еще 1997 года выпуска, денег, наверное тогда как-то особенно не было ( как и везде), но темный невнятный задник в детской сказке...
Режиссер постановки - вечный Александр Титель, правда в 1997 году он был несомненно моложе и наверное режиссерские расклады были небезосновательны, но с годами как-то поизносились. Не совсем понятны молчаливые ангелы, которых ввели в действие. Разве что крылья, расположенные над ними, затем превращаются в волны морские, но в целом ангелы напоминают ряженых рабочих сцены, ибо в никакой особой смысловой нагрузке, кроме верчения острова, замечены не были.
В сценическом движении большинства артистов чувствуется некая расхлябанность. Понятно, что времена сейчас другие, картинная поступь и прочее идеалистическое смотрелось бы неуместно, но когда, к примеру, няньки везут люльку с царевичем и половина из них осанку не держит и идут как после заводской смены - ну как-то это тоже не очень.
Ткачиха, Повариха и Бабариха - вообще какие-то разнузданные бабы. В самом начале спектакля одна сидит, раздвинув голые ноги, как будто сейчас начнется частая для опер история в будуаре, а не детская сказка, дальше то и дело приплясывают, словно бы под мухой и под Сердючку, а не под Римского-Корсакова.
Танцы с левой и правой стороны сцены вообще то видно, то нет, а там задействованы дети-артисты. В общем такое чувство, что за спектаклем как-то не следят особо - идет он себе с 1997 года и идет.
Конечно, благодаря ярким костюмам, колоритной и духоподъемной музыке Римского-Корсакова, сказочному сюжету в итоге зритель получается свою долю праздника, но разговоры взрослых и детей в фойе после спектакля о том, что никто не понял ни слова - это все же показатель.
Как-то все это напоминает елку, где было ярко, волнительно, танцы, музыка, костюмы, был дед Мороз и другие персонажи, все поводили хоровод, но как такового сюжета представления никто не разобрал.