Найти в Дзене
Живопись

Художник Василий Тропинин: навсегда свободный, первый, модный

Тропинин Василий Андреевич, «Семейный портрет графов Морковых», 1813, холст, масло, 226 × 291 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропинин Василий Андреевич, «Семейный портрет графов Морковых», 1813, холст, масло, 226 × 291 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Василий Тропинин прожил большую жизнь, застал правление пяти императоров и умер в восемьдесят один год, что для того времени сверх почтенный возраст. Он стал свободным от крепостной зависимости только в сорок семь лет — в качестве подарка от хозяина. Конечно, история отношений с графом Ираклием Морковым заслуживает особого внимания, но остановимся на том, что портреты семьи своего владельца художник написал великолепные — светлые, дружелюбные, веселые.

И все же имя прославленного военачальника графа Моркова вовсе не так известно, как имя его крепостного Василия Андреевича Тропинина — слуги, работника, художника.

Тропинин Василий Андреевич, «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль», 1846, холст, масло, 106,2 x 85 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропинин Василий Андреевич, «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль», 1846, холст, масло, 106,2 x 85 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ждать вольной грамоты Василию Андреевичу пришлось слишком долго. В один и тот же год (1823) произошли два важных события. Академия художеств признала его заслуги в живописи — он стал академиком. Граф Морков даровал ему свободу (за несколько месяцев до этого).

Те, кто смотрят на Вас

Тропинин Василий Андреевич, «Кружевница», 1823, холст, масло, 75,5 x 59,7 см, Государственная Третьяковская галерея, Москважевница», 1823, холст, масло, 74.7×59.3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропинин Василий Андреевич, «Кружевница», 1823, холст, масло, 75,5 x 59,7 см, Государственная Третьяковская галерея, Москважевница», 1823, холст, масло, 74.7×59.3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Не покидает ощущение, что не мы смотрим на лица, а они на нас, когда стоим перед «Кружевницей», «Сыном художника»,

Тропинин Василий Андреевич, «Портрет Арсения Васильевича Тропинина», около 1818, холст, масло, 41 x 32,8 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва Тропинина», 1818, холст, масло, 40.4 × 32 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропинин Василий Андреевич, «Портрет Арсения Васильевича Тропинина», около 1818, холст, масло, 41 x 32,8 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва Тропинина», 1818, холст, масло, 40.4 × 32 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Гитаристом» и другими непревзойденными шедеврами. Тропинин смог показать не просто внешность своих современников, но и их характер, их настроение.

Тонкие эмоции подвластны мастеру: смелость, решительность, проницательность, лукавство. Удивительно, но фотография не в силах так точно запечатлеть сущность человека. Существует магия великих портретов. О ней с воодушевлением рассказывали лучшие писатели: рисуя облик человека, живописец забирает его душу.

Тропинин Василий Андреевич, «Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника», 1827, холст, масло, 72 × 57 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Тропинин Василий Андреевич, «Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника», 1827, холст, масло, 72 × 57 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Тропинин Василий Андреевич, «Девушка со свечой», 1840-е, холст, масло, 56 × 47 см
Тропинин Василий Андреевич, «Девушка со свечой», 1840-е, холст, масло, 56 × 47 см
Тропинин Василий Андреевич, «За прошивками», 1830, холст, масло, 79 × 62 см
Тропинин Василий Андреевич, «За прошивками», 1830, холст, масло, 79 × 62 см

И какими бы вещами он ни был окружен, чем бы ни занимался, чтобы снискать хлеб насущный, смысл человеческой жизни только в том, чем жива его душа. Вдохновение и веселость, кокетливость и зачарованность, ум и растерянность – все есть в этих живых взглядах.

Два Пушкина

Кипренский Орест Адамович, «Портрет поэта А. С. Пушкина», 1827, холст, масло, 64.8 × 56.3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кипренский Орест Адамович, «Портрет поэта А. С. Пушкина», 1827, холст, масло, 64.8 × 56.3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропинин Василий Андреевич, «Портрет Александра Сергеевича Пушкина», 1827, холст, масло, 68×56 см, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Тропинин Василий Андреевич, «Портрет Александра Сергеевича Пушкина», 1827, холст, масло, 68×56 см, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Есть два прекрасных портрета Александра Сергеевича. Один — работы Кипренского. Второй — Тропинина. Про первый поэт, как известно, сказал, что «это зеркало ему льстит». Работа Василия Тропинина более естественная и живая. Сравнивая эти два произведения, начинаешь лучше понимать самого Василия Андреевича.

Вся сложность работы мастера, его открытия и прозрения — это результат большой самоотдачи, погруженности в творчество. Живой взгляд Пушкина —чуть-чуть отрешенный, направленный как бы внутрь, на свои мысли. Именно такой взгляд бывает у людей, страстно увлеченных наукой, изобретательством, поэзией.

Как преодолеть время

Тропинин Василий Андреевич, «Девушка с горшком роз», 1850, холст, масло, 100 × 80.5 см, Музей В.А. Тропинина
Тропинин Василий Андреевич, «Девушка с горшком роз», 1850, холст, масло, 100 × 80.5 см, Музей В.А. Тропинина

Когда картина становится этикеткой, маркой, репродукцией, стирается ее свежесть и непосредственность восприятия. Подойти как можно ближе к произведению искусства, созданному два века назад — настоящее счастье.

Тропинин Василий Андреевич, «Гитарист», 1823, холст, масло, 83,3 x 65 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропинин Василий Андреевич, «Гитарист», 1823, холст, масло, 83,3 x 65 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Зрителю начинает казаться, что «Гитарист» Тропинина настолько близок и понятен, что они лишь случайно разминулись во времени. Такова магическая сила великих портретистов.

В Москве есть уголок, где еще чувствуются отголоски той удивительной эпохи. Замоскворечье. Неподалеку от дома-музея А. Н. Островского есть уютный и камерный островок прошлого: Музей Тропинина и московских художников его времени. Здесь царит особая атмосфера, которая помогает понять, что старались донести до нас живописцы прошлого. А кто-то сам решится взяться за карандаши и кисти в студии «Тропа Тропинина». Василий Андреевич Тропин не просто «модный художник» своего времени. Он не так уж и далек от нас, как кому-то кажется.

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Щетининский пер., 10, стр. 1, Москва
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Щетининский пер., 10, стр. 1, Москва
«Живопись»
«Живопись»