Гуляя по российским страницам «Инета» нетрудно заметить, что одна из самых скандальных и провокационных тем из обсуждаемых в различных соцсетях – характер контактов между Северным Кавказом и Россией. Обвинения в дикости и требования признать великую цивилизаторскую роль – с одной стороны, высокие культурные амбиции и упрёки в неприкрытом шовинизме – с другой, уже набили оскомину. В дискуссионном запале оппоненты доходят до неприемлемых оскорблений и полного неприятия аргументации друг друга. В чём причина столь явного несовпадения позиций – ведь другие регионы в столь яростных спорах не замечены?
Не касаясь истории вхождения Северного Кавказа в состав Российской Империи – а в ней, действительно, много страниц, написанных кровью – отметим системные различия цивилизационного характера между царской Россией и горскими сообществами. Самый яркий пример – отношение к грамотности населения в общепринятом (союзном и нынешнем, российском) восприятии и его региональном понимании. Коротко – во всех академических трудах утверждается, что уровень грамотности населения на Северном Кавказе находился на уровне 2-3%, что автоматически превращало горцев в абсолютно тёмную массу в сравнении с жителями русских губерний, где этот показатель был в разы выше.
Но правдой является то, что даже женщины-горянки в основной своей массе были грамотны – во всяком случае, к концу XIX века, большинство из них умели читать и писать. На арабском языке и с помощью арабского алфавита. Система аульных медресе продолжала работать и после прихода советской власти, и большевики приложили большие усилия, чтобы к концу 20-х годов окончательно разрушить её.
В литературоведении существует терминологический оборот «новописьменные литературы». К таковым – не имевшим опыта авторской поэзии и прозы – отнесены ВСЕ литературы народов Северного Кавказа. Но что же делать с именами Кюре Мелика и Кемера Микрахского, писавших свои стихи ещё до Куликовской битвы? Что делать с первой женщиной-поэтессой на территории России – Гошаях Крымшамхаловой, урожденной княжной Бибердовой, родившейся задолго до Пушкина? Каким образом оценивать институты певцов-импровизаторов – ведь у большинства горских народов умение экспромтом складывать стихи считалось обязательным для представителей свободных сословий – то есть для всех дворян и, как минимум, верхних слоёв крестьянства. И речь идёт далеко не о шуточных жанрах – нет, о вполне серьёзных текстах.
Благодаря некоторым – а, чего там! – многим членам кавказских землячеств, обретающихся в центральных областях РФ, выходцы из республик СКФО описываются в комментах «Инета» стаей жестоких приматов, не способных к рациональному мышлению и нормальному поведению. Что сказать? – на Северном Кавказе всегда уважали уверенную в себе силу. Она трактовалась и трактуется, как неотъемлемая часть человеческого достоинства. Отсутствие таковой МОЖЕТ вызвать поведенческую реакцию у наиболее невоспитанных элементов диаспоры. Но, если адресно говорить о культуре – даже они назовут своих дедов, прадедов и далее – до седьмого колена, даже они не станут здороваться с заведомо старшими одной рукой и окликивать их «Э!».
Речь, скорее всего, надо вести не о наличии-отсутствии культуры вообще, а о нахождении людей в разных культурных пространствах и разнице их мировосприятия в границах таковых. Проблема эта весьма сложна и никак не решается модным в последнее время утверждением об некоем монастыре и его уставе. Ведь не только Кавказ является территорией, прикреплённой к России с юга. Россия ещё – такое огромное пространство, расположенное к северу от Кавказа.