Найти тему
Зато не в кредит

НАМИ-0157 – зачем Урал поставили на гусеницы, и как сложилась судьба проекта.

Для советских инженеров не существовало слишком сложных задач. Если родина сказала – надо, значит будет. И наш сегодняшний герой это подтверждает. В 1969 году, промышленники из нефтегазовой отрасли попросили у руководства страны эффективный снегоболотоход, который сможет пролезть с самые потаённые и неизведанные уголки Советского Союза.

Задача была поручена московскому институту НАМИ. Спустя несколько лет, в 1973 году, конструкторы представили готовый образец – НАМИ-0157. Выглядел он впечатляюще, хотя и немного устрашающе.

Иллюстрация wroom.ru
Иллюстрация wroom.ru

Что с конструкцией?

Она весьма оригинальная. Ходовая часть грузовика состояла из двух гусеничных платформ, которые соединялись между собой опорно-поворотными устройствами. Автомобиль сохранил хороший уровень грузоподъёмности и мог перевозить 8 тонн.

Мотор, коробку передач и мосты модель получила от серийной продукции завода ЗИЛ, а часть рамы, кабину, раздаточную коробку и лебёдку взяли от полноприводных вездеходов Урал.

Пневмокатки приводили в движение широкие гусеницы (970 мм) из резины и металла. Снегоболотоход был готов к испытаниям.

Иллюстрация russoauto.ru
Иллюстрация russoauto.ru

Что могла эта машина?

Во время тестов, создатели смогли разогнать своё детище до 30 км/ч. При этом, автомобиль мог развивать такую высокую для подобной техники скорость, на любом покрытии, будь-то снег, болото или песчаник. Кроме того, вездеход легко проходил вброд водоёмы глубиной до 1,8 метра.

Как сложилась судьба проекта?

Помимо хороших результатов в плане проходимости, испытания показали и ряд конструктивных недоработок. В 1974 году комиссия одобрила запуск модели в серию на мощностях Уральского завода. Там успели собрать несколько НАМИ-0157Б, которые получили ещё больше деталей от обычных Уралов. Но и эти машины оставались далеки от совершенства.

Иллюстрация smartage.pl      УРАЛ 5920
Иллюстрация smartage.pl УРАЛ 5920

Тогда машину подвергли ещё одной модернизации. Поставили двигатель от КамАЗа, мощностью 210 лошадиных сил, увеличили дорожный просвет и ещё больше усилили раму. И наконец, в 1977 году, она получила зеленый свет, для запуска в производство.

Но процесс шёл очень долго. Опытная партия была изготовлена только в 1981 году, а полноценный выпуск начался в 1985-ом и продолжался до 1989-го года. Модель получила индекс – Урал-5920.

После развала СССР, у завода не нашлось средств на продолжение выпуска снегоболотохода, и он больше десятилетия оставался невостребованным.

Лишь в 2002 году, одно из предприятий Екатеринбурга возобновило выпуск модели, с модернизированной ходовой частью и двигателем от ЯМЗ, вместо камского мотора. Теперь, этот снегоболотоход называется ТС-1.

Иллюстрация sdelanounas.complexdoc.ru
Иллюстрация sdelanounas.complexdoc.ru

Советую посмотреть:

"Для работы и отдыха" 4 пикапа с пробегом, которые можно купить за 350 000 рублей, или дешевле.

ИЖ 14 – конкурент «Нивы», который появился раньше, но проиграл.

ЛуАз-Proto - советский ответ джипам Suzuki, и несостоявшийся конкурент "Нивы" из Ленинграда.

Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.