Найти тему

Кто игнорирует прессу, или Стук в закрытые двери

 
На днях согласно Указу главы государства Узбекское агентство по печати и информации преобразовано в Агентство информации и массовых коммуникаций и переведено в ведение Администрации Президента Республики Узбекистан. Среди его главных задач названы обеспечение реализации конституционных прав граждан на свободу слова и информации, усиление роли СМИ, содействие государственным и иным органам в обеспечении открытости деятельности и привитии госслужащим культуры публичного взаимодействия с прессой. Журналистов, как и всех представителей масс-медиа, такие перемены обрадовали. Есть надежда, что найдут разрешение многие проблемы, с которыми пресса сталкивалась долгие годы. И в их числе - взаимодействие с чиновниками, требующее кардинального улучшения.
На днях согласно Указу главы государства Узбекское агентство по печати и информации преобразовано в Агентство информации и массовых коммуникаций и переведено в ведение Администрации Президента Республики Узбекистан. Среди его главных задач названы обеспечение реализации конституционных прав граждан на свободу слова и информации, усиление роли СМИ, содействие государственным и иным органам в обеспечении открытости деятельности и привитии госслужащим культуры публичного взаимодействия с прессой. Журналистов, как и всех представителей масс-медиа, такие перемены обрадовали. Есть надежда, что найдут разрешение многие проблемы, с которыми пресса сталкивалась долгие годы. И в их числе - взаимодействие с чиновниками, требующее кардинального улучшения.

"Позвоните завтра", "Напишите официальное письмо", "О чем вы, никакого письма мы не получали", "Нужный человек в отпуске", "У нас проверка", "Все решает начальство, а его нет на месте и неизвестно, когда будет" - чего только не услышишь за время общения с пресс-службами. Неделями, а то и месяцами некоторые из них кормят обещаниями. А на выходе часто присылают совсем не то, о чем договаривались изначально, а самую простую отписку. Читатели же потом удивляются, что на страницах газет появляются не яркие и аргументированные статьи, а сухие отчеты, которые приходится готовить из тех самых отписок по принципу "я его слепила из того, что было".

Как, неужели этим чиновникам выгодна ситуация, когда вместо официальных сведений население вынуждено узнавать о важных событиях через третьи руки - в соцсетях или от знакомых? А ведь такое случалось уже не раз, и какие только нелепые слухи не распускались неизвестно кем: о повышении пенсионного возраста, сносе домов, вспышках заболеваний.

- Вспомним, как пару лет назад в зарубежных СМИ написали, что в Узбекистане запретили Деда Мороза. Сообщение разлетелось, как горячие пирожки. И хотя Дед Мороз по-прежнему появлялся в центре праздника и на главной елке страны, и на других новогодних мероприятиях по всей республике, ни одна пресс-служба не вышла тогда к журналистам с инициативой опровергнуть явное искажение действительности. Есть примеры куда хуже, однако и этот безобиден только на первый взгляд, потому что такие слухи наносят урон имиджу всей страны, - рассказывает лауреат высокого звания "Заслуженный журналист Республики Узбекистан", проработавший в печати больше 30 лет, Батыр Темиров.

 - Несколько лет назад стали публиковаться сведения о ремонтируемых участках город­ских дорог, - продолжает собеседник. - Случилось это после массовых жалоб жителей и СМИ, хотя должно быть в порядке вещей уже давно. Причем на момент первой публикации работы в ряде указанных мест уже завершились. Однако если специалисты информационных служб не реагируют по факту, то что говорить о работе на упреждение. Хотя почему не предотвратить непонимание и не сообщить заранее населению через СМИ о том, что даст то или иное изменение в законодательстве?

Материалы журналистов и письма читателей постоянно затрагивают проблемы, актуальные для простых людей, которым никто не удосужился своевременно объяснить причины переноса семейной поликлиники, изменения маршрутов транспорта, вырубки деревьев или новый порядок покупки авиабилетов. Это порождает бурные обсуждения на кухнях и онлайн, где каждый человек делится своими видением и опытом, зачастую противоречивыми. Что мешает пресс-службам соответствующих структур внести ясность, какие тайны они стерегут? Отчего не дают выйти на своих руководителей, охраняя их от "назойливого" внимания СМИ подобно слишком усердным сторожам? Почему, следуя примеру коммерческих компаний, не общаться с гражданами через соцсети и на других веб-ресурсах? Таких случаев пока не так много.

С некоторыми органами власти "ПВ" составляла планы совместных публикаций на актуальные темы, но откликнулись далеко не все. Некоторые представили перечень тем, о которых хотели бы рассказать. А потом часть из них отказалась давать какую-либо информацию по ими же утвержденным планам. Да и другие статьи выходили обычно с задержками, после неоднократных звонков и личных встреч с напоминаниями о просроченных обещаниях. Воистину, правая рука не ведает, что творит левая.

Полную версию статьи читайте на Портале pv.uz