К настоящему моменту (на секундочку - первая четверть XXI века на дворе, не хухры-мухры) фактически сложились следующие виды фехтовальных традиций:
- спортивное (рапира, шпага, сабля);
- сценическое/артистическое;
- доспешное/бугуртное;
- HEMA (европейское бездоспешное);
- кэндзюцу (японское бездоспешное);
- ролевое (для полигонных игр живого действия);
- СМБ - современное мечевое (на мягких щитах и мечах).
Кроме того, сохранилась и потихоньку возрождается традиция казачьей работы шашкой, которую, пожалуй, стоит принять во внимание. Правда, "казачье фехтование" варится в основном в своем очень узком кругу "настоящих казаков", и за его пределы практически не выходит, но все-таки оно есть. Возможно, просто черед его еще не настал...
Не оспаривая достоинств всех этих традиций фехтования, я хочу отметить, что всем из них присущи те или иные недостатки. Вот основные из них:
- спортивное - оружие, выродившееся под параметры антенны радиоприемника, и техника боя, редуцированная под него же. Об остальном умолчу;
- сценическое/артфех - очень годно для театра и кино, совершенно негодно для боя;
- доспешно-бугуртное - удары железом по железу, отсутствие уколов, полное отсутствие реальных боевых приемов из средневекового доспешного фехтования из-за чрезмерно высокого травматического риска;
- HEMA - проблемы делятся на два вида. Первая - тенденция к уклону в спорт, которая уже явственно прослеживается, вторая - чрезмерное увлечение реконструированием средневекового стиля боя. Грубо говоря, если не открыто официально описание такого-то приема - то его и применять нельзя, ибо "не по источникам";
- кэндзюцу - очень строгие рамки традиций, характерных даже не для Японии вообще, а для каждой конкретной школы. Запрет на использование приемов и техник из других школ, "закукленность в себе". Отсутствие либо слишком малое число спаррингов в учебном процессе;
- ролевое - отсутствие уколов, резов, ударов в голову (по новым правилам), отсутствие вложения силы в удар, непригодная для реального боя техника;
- СМБ - использование мягких мечей и щитов, которые не похожи на боевые. Отсутствие уколов. Вырожденная, модифицированная под мягкое оружие техника щитового боя.
Дополнительные особенности
Вообще особенности это или недостатки - вопрос спорный, но все-таки...
В спорте, HEMA и кэндзюцу нет массовых сражений. Там учат только по дуэльным правилам - на одинаковом оружии, с одним противником. Ладно, в кэндзюцу есть "меч против копья", нагината и прочие тонкости, но это только на высоких уровнях. Для японистов вообще, кстати, характерен сильно растянутый, очень долгий курс обучения.
Ближе всего к подлинно боевому фехтованию, с моей точки зрения, это HEMA и японские стили. Но отсутствие отработок группового боя, а также боя "один против нескольких" делает эти боевые традиции слишком уж "дуэлянтскими". Тогда как реальный средневековый бой на дуэль в стиле XVIII века - вышли, поклонились, отметили барьер, дамы заранее всплакнули в платочки - походил очень мало. На свалку он гораздо больше походил, чтоб вы знали.
А кроме того, хемаист, как правило, узкоспециализированный боец. Хорошо владеет лишь чем-то одним - рапирой, мечом и баклером (в данном случае считается за один вид оружия), полуторным мечом и т.п. Да, есть исключения - но на то они и исключения.
Выводы
У меня уже очень давно зреет мысль о создании особой фехтовальной традиции. Я ее называю "уличным" или "народным" фехтованием. Это должно быть фехтование, максимально пригодное не для дуэлей, а для того, для чего изначально оно и предназначалось - для скоротечных, внезапно возникающих стычек. Именно для таких ситуаций, в которых оно возникло в XIV веке, на улицах итальянских и немецких городов, в самой что ни на есть мещанской среде...
Философию и правила "уличного фехта" еще только предстоит разработать. Но пока для меня очевидно следующее:
1) Там должен использоваться весь спектр боевых возможностей, включая уколы, резы, удары в голову, борцовские захваты в ближнем бою, и т.п.
2) Там должен использоваться весь доступный спектр оружия - любые виды мечей вплоть до цвайхандера, меч и щит, рапира, сабля, копье, алебарда... Грубо говоря, должен реализовываться принцип "что нашел, тем и дерешься".
3) Там должно применяться оружие, максимально точно имитирующее по весу и балансу аналогичное по классу боевое, но при этом гуманное, т.к. крайне маловероятно, что ты просто ходишь по улице, обряженный в латы с головы до ног. То есть боевка - бездоспешная, бугуртный фальшион тут не катит.
4) Там должны быть как одиночные, так и групповые бои.
Единственной допустимой поправкой я считаю сдерживание потенциально опасного удара, например в голову. Сдерживание, но не отсутствие его, т.к. смысл "уличного фехтования" (как я его понимаю) - в том, чтобы фехтовать, рискуя получить сильный ушиб и какую-никакую, но травму. Только при таком условии боец не будет лезть на рожон и допускать обоюдки.
Обязательной защитой я считаю защиту головы и кистей рук. Остальное - на выбор самого бойца, пусть защищает то, что ему жальче всего...)
Правила боя, вид защитной экипировки и другие тонкости еще предстоит разработать. Один я все это не потяну, да и смысл в проекте есть, только если он найдет отклик в сердцах других любителей фехтования. Вкратце, к слову, смысл его я сформулирую так: "хороший фехтовальщик должен быть боевым универсалом". То есть уметь хоть как-то, но обращаться с любым оружием, которое попало к нему в руки, а не смотреть, к примеру, на шпагу, как баран на новые ворота, привыкнув к щиту и мечу...)
Поэтому я обращаюсь к своим читателям: кого заинтересовала эта идея, кто видит в ней будущее и желает принять посильное участие - пишите в мой паблик ВК, он открыт для всех, или мне в личку, если будет такое желание.
Народное фехтование - в массы!
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika
Истории "за жизнь" семьи автора и ролевые байки - здесь: https://zen.yandex.ru/id/5befbd4fd9421400aac61f5c