Главный принцип выбора аппликатуры правой — не играть как попало, случайным образом. Если мы играем одну и ту же музыку всегда одной и той же аппликатурой — это хороший задел для искоренения технических ошибок. Таким образом, самый рациональный путь — тщательно продумать аппликатуру правой руки и твёрдо разучить её.
Чередование струн
Если мы играем на одной струне, допустима почти любая последовательность пальцев. Подобных последовательностей можно найти штук пять: i-m, m-i, a-m-i, m-i-a, i-a-m. Это двух- и трёхпалый способы игры соответственно. Основная же "проблема" игры правой рукой — удобная смена струн, переход с одной струны на другую. Стандартные виды "переборов" всегда играются по принципу "каждый палец для своей струны" и вопросов чаще всего не вызывают. Но когда попадается пассаж со сложным чередованием (сменой и повторами) струн, стоит задуматься о принципах выбора порядка пальцев, а такой выбор придётся делать каждый раз, для каждого конкретного пассажа.
Наклон кисти относительно струн обуславливает удобство перехода: переход от более толстой струны к более тонкой логично требует чередовать пальцы по направлению "от большого", и наоборот. Например, смену струн 2 => 1 естественнее сыграть i-m, нежели чем m-i. И наоборот, переход по струнам 1 => 2 удобнее сыграть m-i, нежели чем i-m.
Переходы, противоречащие только что сказанному, можно условно назвать "перекрещиваниями". Разумеется, без перекрещиваний обойтись не получится, и их играют сколько угодно. Важно лишь то, чтобы их не было слишком много, и чтобы они находились на некотором удалении друг от друга. Скажем, откровенно плохой идеей будет попытка сыграть два перекрещивания подряд: например, последовательность из трёх струн 1 => 2 => 1 сыграть пальцами i-m-i. Такая аппликатура будет фактически игрой "перебора наоборот" вывернутой рукой.
Далее, несколько способов по возможности избегать перекрещиваний и уменьшать их количество:
- Самый очевидный и действенный способ — начать исполнение пассажа с подходящего пальца. То есть, оцениваем, в каком случае перекрещиваний будет меньше — если играть пассаж "i-m" (начиная с указательного), или "m-i" (начиная со среднего).
- Далее, можно попытаться избавиться от нежелательных перекрещиваний вставкой безымянного пальца. Например, чередование струн 2-1-2-2-1-2 можно сыграть пальцами i-a-m-i-m-i. Разучивание такой аппликатуры легче, чем может показаться на первый взгляд: достаточно запомнить, где вставлять безымянный, а всё остальное можно сыграть почти "на автопилоте" — это чередование двух пальцев.
- Возможно, при вставке безымянного пальца лучше избегать слабых связок "m-a-m" и "a-m-a", если нужно сыграть апояндо, на высокой скорости и с напором по громкости. Однако, такие связки вполне хорошо работают в монотонных "переборах" (арпеджио).
- Ещё один способ — оценить возможность использования трёхпалого варианта: однообразной формулы из всех трёх пальцев a-m-i. Если удаётся подобрать начальный палец так, чтобы перекрещиваний почти не было, есть смысл использовать однообразную трёхпалую формулу, так как её будет достаточно легко заучить.
Читайте также: Принципы выбора аппликатуры левой руки.
Парковка
Также, хорошо работает приём "парковки" пальцев правой руки. Суть этого приёма в том, чтобы в любой момент времени какие-то из пальцев стояли на струнах, опирались на них, обеспечивая с одной стороны, устойчивость положения кисти, а с другой — предварительную "заготовку" пальцев для последующего звукоизвлечения.
Самый распространённый вид парковки — парковка большого пальца. Пока большой палец покоится, например, на шестой струне, остальные пальцы играют на первых трёх струнах любой "перебор" или мелодические пассажи.
Другой возможный вид парковки — парковка безымянного пальца на первой струне при произвольной работе остальных пальцев по другим струнам. Ещё один вид — парковка трёх пальцев i-m-a на струнах 3-2-1 соответственно, при работе большого пальца по остальным трём струнам.
Вообще, парковать теоретически можно любой палец на любой не звучащей в данный момент струне, заботясь лишь о том, чтобы постановка правой руки не слишком сильно искажалась при этом. Кроме того, во многих случаях желательно, чтобы припаркованный палец находился в игровом положении, то есть был готов осуществить качественный щипок по той струне, на которой покоится, в нужный последующий момент.
Предпостановка
Предпостановка (иногда называют "предустановка") — важнейший приём, заключающийся в том, что пальцы устанавливаются на струны несколько заранее, чем этого формально требует звукоизвлечение, при этом часто группами по 2-4 пальца одновременно.
Например, для исполнения перебора струн 6-3-2-1 можно заранее поставить все пальцы p-i-m-a на эти струны так, как если бы мы собирались извлечь аккорд. После этого пальцы "сдёргиваются" (осуществляют щипки) по одному в нужном порядке.
Вариантов предпостановок в различных комбинациях может быть весьма много. Важно помнить, что предпостановка заглушает струны, которые в ином случае могли бы ещё продолжать звучать. Соответственно, обильное использование этого приёма может ощутимо изменить характер звучания пьесы в целом.
Сама возможность предпостановки продиктована механизмом звукоизвлечения. Любой звук извлекается всегда в три приёма: установка пальца на струну, натягивание струны аналогично тетиве лука, и наконец, отпускание струны. Первый этап может быть осуществлён несколько заранее, позволяя тем самым сэкономить время и усилия, повышая как надёжность (стабильность) игры, так и беглость.
Часто предпостановка осуществляется параллельно со звукоизвлечением: например, при игре большим пальцем по одной из басовых струн, безымянный палец одновременно устанавливается на первую струну, после чего играет уже вслед за большим. Эта одновременность и обеспечивает экономию времени, которая выливается затем в беглость.
Тема предпостановки — достаточно широкая, а возможности этого приёма можно классифицировать по разнообразным типам исполняемой музыкальной фактуры.
Если вы считаете информацию полезной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по ссылке далее —Классическая гитара, путеводитель по каналу.