Найти тему
Площадь Свободы

Теща, украденные чемоданы и писающий Пушкин: как народ называет памятники

Оглавление

Не будем душой кривить — не всегда, глядя на тот или иной памятник, мы видим то, что задумал скульптор.

Ни в коем случае не хотим оскорбить чьи-то чувства. Мы безусловно чтим память тех, чьи подвиги увековечены в самых разных памятниках (кроме, наверно, тираннозавра). Но из песни слова не выкинешь: народ придумывает городским монументам и скульптурам собственные названия, не имея в виду ничего плохого.

Памятник теще в Туле

Около тульского зооэкзотариума стоит трехметровый чугунный тираннозавр. Но если спросить местных, где тут древний ящер, сообразить могут не сразу — все его называют «тещей» и, кажется, называли всегда. Так вышло.

Его тут очень любят. Сотрудники экзотариума наряжают «тещу» по праздникам: на 1 сентября — в белый фартучек (и дают в лапки портфель), к 8 Марта — в платье и бусы, а под Новый Год тираннозавр красуется в колпачке и мишуре.

«Дай мочалку» в Казани

В оригинале это памятник неизвестному солдату. Прекрасно, когда памятники не прямые и безликие, а вызывают эмоциональный отклик. Но неизбежны в таких случаях и народные трактовки выразительных поз. «Дай мочалку» — одна из них, бытовавшая, по свидетельствам очевидцев, в конце девяностых. 

Мост шестнадцати яиц в Санкт-Петербурге

По периметру Аничкова моста расположены четыре скульптурных композиции «Укротители коней» авторства великого Петра Клодта (по одному коню и одному укротителю на каждом пьедестале).

В те времена, когда на мосту дежурил постовой, его называли мостом восемнадцати яиц.

Памятник радикулиту в Москве

Памятник дипломату Вацлаву Воровскому на площади, названной в честь него же, стоит в очень выразительной и непривычной позе.

Есть много версий, почему так: то ли сказалась приверженность скульптора Михаила Каца импрессионистской манере, то ли восковая фигура перед отливкой просела из-за жары в мастерской, а переделывать было некогда, то ли правда виной тому ревматизм, перенесенный дипломатом во время ареста 1897 года.

«Чемоданы ******** [украли]» тоже в Москве

Памятник Юрию Гагарину на Ленинском проспекте в Москве на самом деле очень хорош.

Первый космонавт устремляется вверх эдаким человеком-ракетой, выглядит эпично с любого ракурса и полностью соответствует замыслу. Но мысль народную не остановить. Положение рук… Отсутствие в них чемоданов…

Мужик с тортом в Ярославле

Вы его еще на тысячерублевой купюре видели (надеемся). Это Ярослав Мудрый, он держит в руке макет города.

Но макетов городов на всех не хватает. Большинство из нас таким же образом обычно держит торт.

«Пьянству бой!» в Мурманске

Это Герой Советского Союза Анатолий Бредов. В руках у него не бутылка, а граната. Он целится ей в городскую администрацию — там как раз через дорогу. Не спрашивайте, так вышло.

В Туле вон вообще памятник Льву Толстому шагал к спиртзаводу — и ничего. Сейчас это креативный кластер. Ужо он им!

Писающий Пушкин во Владивостоке

Нет, не пишущий, вы правильно прочли.

Вообще-то, у него там томик стихов в руках, а не самое очевидное. Неподалеку лирично журчит фонтан.