Найти тему
Архивариус Кот

«Вы дядя мой и на Парнасе»

Пушкин-дядя и Пушкин-племянник… Как складывались отношения между ними?

Прежде всего, Василий Львович – первый поэт, с которым встретился юный Александр. Блестяще образованный, остроумный, отличающийся безупречным литературным вкусом, В.Л.Пушкин часто бывал в доме своего брата и, наверное, именно благодаря ему мальчик знакомился с литературной жизнью России. И.И.Пущин вспоминал: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил… Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, помимо природных его дарований, ускорила его образование». Думается, роль Василия Львовича тут огромна! Известно, что будущий поэт стихотворения и басни дяди «затвердил некоторые наизусть и радовал тем почтенного родственника». Рассказывают, как в гостях у И.И.Дмитриева, когда В.Л.Пушкин собирался читать свои весьма фривольные стихи, он велел Александру выйти из комнаты. Тот возразил: «Зачем вы меня прогоняете, я всё знаю, я всё уже слышал».

Именно дядя повёз 12-летнего Александра в Петербург, в августе 1811 года возил его к министру народного просвещения А.К.Разумовскому, который вместе с директором лицея В.Ф.Малиновским экзаменовал будущих лицеистов, познакомил с будущим его «другом бесценным»—Иваном Пущиным. Послушаем самого Пущина: «Между тем, когда я достоверно узнал, что и Пушкин вступает в Лицей, то на другой же день отправился к нему, как к ближайшему соседу. С этой поры установилась и постепенно росла наша дружба, основанная на чувстве какой-то безотчётной симпатии… При всякой возможности я отыскивал Пушкина, иногда с ним гулял в Летнем саду; эти свидания вошли в обычай, так что если несколько дней меня не видать, Василий Львович, бывало, мне пеняет: он тоже привык ко мне, полюбил меня».

Василий Львович (а в это время он участвовал в деятельности петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, членом которого состоял) вместе с племянником делал визиты к знакомым литераторам, и, видимо, Александр прислушивался к разговорам и к стихам. В.Л.Пушкин навещал племянника и в Лицее, пока не вернулся в Москву.

А.С.Пушкин-лицеист
А.С.Пушкин-лицеист

И именно дядя одним из первых оценил талант племянника. «Мы помним то время, — писал в 1830 году П.И.Шаликов, — когда никто ещё не знал Александра Сергеевича и когда только начальные опыты сего поэта появились в Российском Музеуме, изданном В.В.Измайловым; Пушкин-дядя говаривал неоднократно: “Посмотрите, что будет из Александра!”» Но бедный дядя никак не подозревал, что уступит племяннику пальму первенства, «Дядя его, Василий Львович, также предвидел в этих опытах многое, — писал М.Н.Макаров, — но никак не сознавался, чтоб Александр Сергеевич мог когда-нибудь превзойти его, как поэта и чтеца, в совершенстве чистого».

А как сам Александр Сергеевич? В стихотворении «Городок» он обращался к дяде:

И ты, замысловатый

Буянова певец,

В картинах столь богатый

И вкуса образец.

Буянов – герой поэмы В.Л.Пушкина «Опасный сосед», заслуживающей особого разговора. Пока заметим только, что это – первое упоминание о поэме в литературе.

Получив от дяди письмо, в котором было написано: «Что до тебя касается, мне в любви моей тебя уверять не должно. Ты сын Сергея Львовича и брат мне по Аполлону. Этого довольно»,- юный поэт ответит: «В письме вашем вы называли меня братом: но я не осмелился назвать вас этим именем, слишком для меня лестным:

Я не совсем ещё рассудок потерял,

От рифм вакхических, шатаясь на Пегасе:

Я знаю сам себя, хоть рад, хотя не рад…

Нет, нет, вы мне совсем не брат:

Вы дядя мой и на Парнасе».

В дальнейшем в письмах А.С.Пушкина мы встретим достаточно много иронии над стихами дяди. Впрочем, здесь он был не одинок. Например, П.А.Вяземский, говоря о жизни в Италии, писал А.И.Тургеневу: «Просто блаженствуешь… Так живут на небесах; так живёт Василий Львович, когда пишет стихи. Всё в нем онемеет: только течет радостная слюна».

И тем не менее поэт будет постоянно бывать у дяди, беседовать с ним о литературе, для него дядя всегда будет

Нестор Арзамаса,

В боях воспитанный поэт,

Опасный для певцов сосед

На страшной высоте Парнаса,

Защитник вкуса, грозный Вот!

«Вот» или «Вот я вас!» - прозвище Василия Львовича в литературном обществе «Арзамас», боровшемся за хороший вкус в литературе. Написал же сам В.Л.Пушкин в автоэпитафии:

Здесь Пушкин наш лежит; о нём скажу два слова:

Он пел Буянова и не любил Шишкова.

В конце жизни, забыв обиды, дядя восторженно отзовётся о стихах племянника:

Твои стихи, поверь, читает

С живым восторгом дядя твой…

…"Руслан", "Кавказский пленник" твой,

"Фонтан", "Цыганы" и "Евгений"

Прекрасных полны вдохновений!

Они всегда передо мной,

И не для критики пустой.

Я их твержу для наслажденья.

И не случайно последним стихотворением Василия Львовича, написанным за месяц до смерти, будет послание к племяннику, где, поздравив поэта с намечающейся свадьбой, дядя напутствует его:

Блаженствуй, но в часы свободы, вдохновенья

Беседуй с музами, пиши стихотворенья,

Словесность русскую, язык обогащай

И вечно с миртами ты лавры съединяй.

О самом знаменитом произведении В.Л.Пушкина – здесь. Голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц