Здесь уже были тексты на эту тему. Тем не менее, вопрос: «Почему они не уходят? Совсем, что ли, себя не уважают?» — продолжает подниматься.
Давайте подумаем о том, как живёт немалая часть девочек.
В стране, где даже работающий человек может жить на сумму, чуть превышающую прожиточный минимум, где дети не всегда имеют возможность добраться до школы, потому что школьный автобус невыгодно гонять ежедневно по более длинному маршруту всего из-за пары-тройки учащихся, даже если они составляют целый процент от общего количества учеников. В стране, где номинально детские сады работают до семи, а по факту закрываются в пять, где если родителям не удалось вовремя собрать справки для бесплатного питания в школе, ребёнок остаётся голодным. В стране, где множество семей с появлением ребёнка начинают сильно экономить, а решившись на второго, легко оказываются за чертой бедности, и это при условии, что оба родителя работают. В стране, где некоторые матери порой желают смерти своим бывшим мужьям, потому что пенсия по случаю утери кормильца будет втрое выше, чем получаемые от того же «кормильца» алименты, причём это не только в тех случаях, когда мужчина намеренно уклоняется от содержания отпрысков, а просто зарплата у него такая.
Как в таких условиях воспитывают девочек? Видят ли в них родители счастье или обузу? Учат ли любить и проявлять себя или лишь бы не мешала? Дают ли возможность полноценно развивать какие-то таланты или в первую очередь желают видеть помощницу в доме, которая и обед приготовит, и полы вымоет, и за младшим в садик сбегает? Готовы ли тратить деньги на высшее образование и, хотя бы, частично содержать лет до двадцати или мечтают поскорее выдать замуж? Мечтают о том, чтобы ухажёр дочери был умным, талантливым, добрым, эмпатичным или лишь бы мог содержать себя и жену?
В таких условиях живут далеко не единицы.
Для девочки, мнение которой никогда не спрашивали, желания которой всегда были на последнем месте, которой всегда дарили только полезные подарки, которую нередко били за непокорность или просто за ошибки, которая видела, как папа может легко ударить маму, мужчина, раз в год преподносящий ей не только сковородку, но и купон на поход в парикмахерскую и коробку дорогих конфет, который впервые поднял на неё руку лишь через год совместной жизни, и то была сама виновата, потому что суп, действительно был пересолен, этот мужчина для неё будет тем самым принцем на коне. Просто потому что отношения с ним – в разы лучше, чем всё, что она наблюдала с детства.
И даже если дальше эти самые отношения постепенно становятся хуже, уйти такой женщине просто некуда. Особенно если у неё уже появились дети. У неё нет образования, нет карьеры, нет своего жилья. Не потому, что она плохо старалась, а просто все амбиции были задавлены ещё в детстве. Потому что, чтобы получать образование, нужно параллельно где-то и на что-то жить, а мама и папа не готовы кормить до двадцати лет, да и им просто не на что особо кормить – самим бы до пенсии дотянуть.
У неё только один выход – возвращение в родительскую семью, где, как правило, ещё хуже, чем с мужем. Да и, вернувшись в отчий дом, она всю оставшуюся жизнь будет попрекаться тем, что не сохранила брак, не удержала мужика, повесила родителям на старости лет внуков на шею…
И это мы говорим о самых сложных и страшных случаях. Если же муж не бьёт, а всего лишь начинает с выходом, допустим, в декрет выдавать деньги строго под список продуктов, требует полного бытового и сексуального обслуживания, не беря в расчёт ни самочувствие, ни особенности ребёнка, а ещё периодически оскорбляет и унижает, то это же вовсе мелочи. Если она уйдёт от такого, ей все до гробовой доски будут рассказывать о том, как она ушла от идеального мужика, дура.
Такой сценарий – типичная картинка. Это не исключение. Это, скорее, правило. Да, кому-то чуть больше повезло с родителями, кому-то – чуть меньше, но в целом таких девочек и таких женщин много. И у них, действительно, нет выхода.
Некоторые сейчас скажут о том, что есть же приюты, припомнят десяток-другой историй про женщин, которые героически смогли. Но давайте совсем честно, а?
Приюты и фонды не будут помогать до бесконечности. И мест там хватает не всем. И так ли велика разница: всю жизнь выпрашивать у мужа на штаны ребёнку или выпрашивать штаны у чужих людей, которые, конечно, штаны дадут, но часто не забудут сообщить о том, что, вообще-то попрошайничать плохо, и не надо было рожать, и так далее? В любом приюте время пребывания ограничено. А прокормить себя и ребёнка, не имея своего жилья, с трудом могут порой и в полных семьях. Что тогда говорить об одной женщине, которую не возьмут разгружать вагоны?
Примерно так и получается замкнутый круг. И хорошо, если в каждом следующем поколении хоть немного, но лучше.