Найти тему

Есть ли у памятников архитектуры на Брянщине шанс уцелеть?

Оглавление

Величественные, да только разваленные

Два с лишним столетия назад суражское село славилось на всю страну. Усадьбу в Ляличах современники называли «жемчужиной архитектуры». По красоте она состязалась со столичными дворцами. Сегодня о былой роскоши напоминают лишь монументальные руины.

А ведь этот памятник зодчества и садово-паркового искусства эпохи классицизма признан объектом культурного наследия федерального значения. Но желающим непросто увидеть даже то, что от него осталось - по пути к историческому месту даже указателей нет.

Венчание в церкви Св. Екатерины, август 2014 года.
Венчание в церкви Св. Екатерины, август 2014 года.

Царские времена

Спланировал усадьбу итальянский архитектор Джакомо Кваренги, построивший Смольный институт, Эрмитажный театр и Академию наук в Санкт-Петербурге. А ещё здание Ассигнационного банка, чертежи которого и легли в основу проекта дворца в Ляличах.

21 января исполнилось 280 лет со дня рождения нашего земляка графа Петра Завадовского. Он известен как первый в России министр народного просвещения и фаворит императрицы. Ему Екатерина II и пожаловала в 1775 году за заслуги в русско-турецкой войне Ляличи. А в 1780 году начал строить знатную усадьбу. Но нынешнее поколение местных жителей об этом почти забыло.

Графическая реконструкция дворца выполнена архитектором В. Городковым.
Графическая реконструкция дворца выполнена архитектором В. Городковым.

Преподаватель английского языка первой суражской школы Галина Пикина рассказала, что с детства видела дворцовые постройки в Ляличах, откуда родом её папа, и всегда интересовалась, кто там жил и как. На то, чтобы приоткрыть эту тайну, ушло четыре года кропотливой работы. Результатом стала книга о самом графе и его усадьбе.

Внешне трёхэтажный дворец с колоннами и лоджиями выглядел вполне лаконично. А внутри, на втором этаже, скрывалось настоящее царство роскоши. В одной из спален, к примеру, стояла кровать самой королевы Франции Марии-Антуанетты.

Множество мраморных статуй деятелей той эпохи было в прилегающем к дому живописном парке, беседки напоминали древние храмы.

Неподъёмное наследие

В 1812 году графа не стало. Постепенно имение приходило в упадок. Один из новых владельцев распродал почти все ценности. Так что очередных покупателей, тоже торговцев, интересовала уже не сама усадьба, а окружавший её лес. Свои далёкие владения они почти не навещали.

В итоге местные жители растащили и дворцовые двери, и кафельные печи, и наборные полы. Только с переходом в собственность Черниговской епархии в 1912 году усадьбе посчастливилось пережить короткое возрождение.

В 1930-е центральный корпус дворца и вовсе разобрали на кирпич для расширения фабрики и достройки тепловой электростанции.

Сегодня грандиозный графский дворец практически стёрт с лица земли. Возвышаются лишь одинокие колонны, державшие раньше увенчанную куполом конструкцию.

О восстановлении усадьбы задумались ещё в 1960-х. В 2008 году её хотели полностью возродить на средства Министерства экономического развития России и сделать достопримечательностью для туристов. Проект тогда оценили в 20 млрд рублей, да так и не воплотили в жизнь.

От графа Завадовского и наследия Кваренги в Ляличах ещё осталась церковь Святой Екатерины. Расположенная поодаль, в былые времена она составляла с усадьбой единый ансамбль.

До развала Союза власти успели накрыть храм, вставить двери, расчистить завалы, отремонтировать пол и восстановить ограду. В 2011 году по губернаторской программе перекрыли купола и частично обновили фасад.

Хотя внутри церковь не видела ремонта больше века, десять лет назад в ней возобновили богослужения. А в 2014 году под древними сводами впервые за долгое время венчались.

-3
Фрагменты интерьера дворца: лестница, круглый зал и кабинет графа.
Фрагменты интерьера дворца: лестница, круглый зал и кабинет графа.

Только это, скорее, исключение из правил. Многие дома и храмы на Брянщине, связанные с именами выдающихся деятелей культуры России, уже исчезли. Так в Хотылёве от усадьбы княгини Марии Тенишевой, которую называли гордостью страны и у которой гостил и творил художник Илья Репин, остался, пожалуй, лишь выразительный исторический ландшафт. Но некоторые графские и дворянские имения, в том числе видного полководца Петра Румянцева в Великой Топали, пока в удовлетворительном состоянии. Теоретически их возможно сберечь для потомков. Но как реализовать это на практике, никто не знает наверняка.

Сохранить памятники архитектуры не могут даже в областном центре. Исторические постройки на бульваре Гагарина выглядят, словно после бомбёжек. А старинный особняк Баженова на Калинина в прошлом году собственник просто разрушил. И до сих пор не понёс за это наказание, хотя его действия подпадают под уголовную статью.

Кстати, потомки нашего земляка Завадовского - журналисты Фёкла и Пётр Толстые, а также советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой. А всё потому, что правнучка графа вышла замуж за писателя Льва Толстого.

Мнение специалиста

Владимир Чашников, гендиректор ОАО «Чистая планета»:

- Наша компания первой взяла на себя такие обязательства и в ближайшие семь лет рассчитывает восстановить дом инженера Боровича по бульвару Гагарина, 6 в Брянске. До конца января внесём последнюю часть суммы и выкупим здание вместе с земельным участком.

Уже готов документ, где по сохранившимся сведениям и фотографиям первого и второго этажей определён облик, в который нужно привести постройку. Она в очень печальном состоянии. Скорее всего, придётся перебирать даже фундамент. Точно это скажут проектировщики, которые на месте оценят масштаб реставрационных работ. Ведём переговоры с компанией из Тамбова, но кто изготовит проект и воплотит его в жизнь - пока неизвестно. Точно сохраним внешний вид фасада. Внутри, возможно, используем современные материалы и конструкции - это решит проектировщик.

Комментарий власти

Констатнтин Волков, начальник управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области:

- В регионе 2213 объектов культурного наследия, 581 из них - федерального значения. Держим их на контроле. В госпрограмму «Развитие культуры и туризма» нами подано десять заявок почти на 60 млн рублей. В частности, на разработку проекта реставрации Екатерининской церкви больше 4 млн и на консервацию дворца Завадовского - 2 млн. Кроме того, усадьбу в Ляличах заявили в проект «Русские усадьбы».

В рамках подпрограммы «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области» в этом году выделено 34 млн на ремонт и реставрацию трёх объектов: дом усадьбы, в которой жил поэт Фёдор Тютчев в Овстуге, дома нотариуса Чикилевского (краеведческий музей) в Клинцах и церкви Николая Чудотворца в селе Луговец.

Просвещение против пренебрежения

Пока мы ищем инвесторов, чтобы сохранить своё историко-культурное наследие, можем совсем его потерять. Где нет понимания, нет и поддержки. Поэтому важно формировать общественное мнение, просвещать людей, чтобы противостоять общему пренебрежению к истории и её материальным следам.

- Сейчас памятники архитектуры рассматривают с позиций востребованного коммерческого имущества. Отсюда и разговоры: «сдать в аренду за рубль», «найти хозяина», «привлечь инвестора». Удобная позиция для власти: покупайте почти бесплатно и возрождайте, если вам это нужно. Но этот путь весьма долгий, а сохранять усадьбы важно сейчас.

С 2014-го по 2016 годы мы привлекли к их изучению исследователей, которые собрали архивные и исторические материалы, обследовали территории. В результате описали 64 усадьбы. Подобные моно-графии изданы в Тульской и Смоленской областях. Но там они получили поддержку областных правительств. А у нас не привлекли должного внимания чиновников и спонсоров.

На Брянщине немало усадебных комплексов, которые реально связать в туристические кластеры и сделать экономически выгодными. Но дело не только в прибыли. Это и возможность воспитать в молодёжи патриотизм, привить любовь к истории родного края.

Александр Городков, профессор БГИТУ, член Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы

Справка
Чтобы проводить проектные и реставрационные работы на памятниках архитектуры, нужна лицензия Минкультуры. У единственной в области организации, которая занималась этой деятельностью, её приостановили. Фирма не успела собрать необходимый пакет документов и пройти переаттестацию.

Елена ДОРОШЕНКОВА

Фото предоставила Г. Пикина

Материал опубликован на странице АиФ-Брянск.