В середине января Минтранс заявил о том, что уже в первой половине этого года тарифы системы «Платон» будут проиндексированы. Ранее сообщалось, что плату за проезд по федеральным автодорогам для большегрузов повысят 1 июля 2019 года. При этом насколько вырастет тариф системы на этот раз – непонятно.
В 2017 году «Российская Газета», ссылаясь на проект федерального бюджета, сообщала, что в 2018 году тариф повысят до ₽2,15, а в 2019 – до ₽2,24 за километр. Впоследствии индексация тарифа, запланированная на 1 июля 2018 года, была перенесена.
Как дальнобойщики встретили новость о введении платы за проезд по федеральным трассам?
О создании системы сбора денег с грузовиков было объявлено в 2013 году. Изначально Росавтодор планировал устроить конкурс на право создания системы: заявки подали крупные иностранные компании, обладавшие достаточным опытом реализации подобных проектов. Впоследствии ввиду причин политического характера конкурс решено было отменить: концессионером стала российская компания «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Собранные с помощью «Платона» средства тратятся на возмещение вреда, который причиняют тяжелые грузовики федеральным трассам и объектам дорожной инфраструктуры.
Разумеется, дальнобойщики восприняли известия о появлении «Платона» без особого энтузиазма. В 2015 году по стране прокатилась волна забастовок и акций протеста.
Как долго продолжались забастовки и к чему они привели?
Вообще говоря, акции и митинги перевозчиков продолжались вплоть до 2017 года, но «острая фаза» протеста всё-таки приходится на 2015. В ноябре 2015 года в разных регионах страны проходили так называемые «итальянские забастовки»: водители парковали большегрузы на обочинах дорог, осложняя движение другим автомобилям, и вешали на свои машины плакаты с соответствующими лозунгами. Дальнобойщики разбивали лагеря, ездили по крупным магистралям организованными колоннами и всячески привлекали внимание общественности к своей проблеме. Водителей поддержали многие известные политики, бизнесмены, общественные деятели.
И кое-каких результатов перевозчикам добиться удалось.
· Во-первых, власти согласились значительно (более чем в 2 раза!) снизить тариф системы – с ₽3,73, как планировалось изначально, до ₽1,52.
· Во-вторых, штрафы за езду без регистрации в системе решено было снизить в несколько раз, а до тех пор, пока соответствующие поправки в КоАП не будут приняты – и вовсе заморозить.
Но главной цели дальнобойщики не добились: система «Платон» всё-таки начала свою работу.
В 2017 году протестная активность получила второе дыхание в связи с планируемым повышением ставки до ₽3,06. Правительство вновь пошло навстречу перевозчикам и повысило тариф всего на четверть от изначально планируемой суммы, до ₽1,93 (таким он остаётся по сей день).
Будут ли новые митинги и акции протеста в 2019 году?
Если Минтранс сдержит своё обещание, и тариф «Платона» будет только проиндексирован, т.е. увеличен в соответствии с ростом инфляции за последние два года, то цена за проезд вырастет незначительно.
И всё-таки дальнобойщики планируют продолжать забастовки. Правда, по другой причине – из-за введения на российских дорогах автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК). Эта система будет штрафовать перевозчиков, превышающих допустимый вес транспортного средства.
Известно, что перегруженные машины наносят дорожному полотну существенный ущерб. АСВГК, по задумке её авторов, должна стать своеобразным дополнением к «Платону» и защитить российские дороги от разрушения. Штрафы за превышение весогабаритных норм весьма велики и могут достигать полумиллиона рублей.
В начале января один из лидеров протестного движения перевозчиков, Андрей Бажутин, заявил, что профессиональные и общественные организации, связанные с грузоперевозками, уже готовят требования к властям и выдвинут их в феврале. В беседе с журналистом «Ведомостей» он выразил уверенность в том, что массовые выступления перевозчиков не за горами. «Скорее всего будут и митинги, и шествия», – заверил своего собеседника Бажутин.
С Бажутиным согласен другой активист, председатель профсоюза водителей-дальнобойщиков Александр Котов. Он также уверен, что введение АСВГК станет поводом для усиления протестной активности.
Забастовка уже началась
Тем временем на юге России объявили бессрочную забастовку перевозчики зерна. СМИ сообщают, что акции протеста начались 20 января. Транспортные компании и водители-частники не выходят на работу, блокируют подъезды к местам погрузки и не пускают к ним своих коллег, еще не присоединившихся к акции. Пока всё проходит мирно, о конфликтах и задержаниях сообщений нет.
https://www.youtube.com/watch?v=F0LW7eZKg30
Почему бастуют водители зерновозов? Здесь можно говорить о целом комплексе проблем, среди которых – сезонные колебания тарифных ставок, рост цен на топливо и расходные материалы и конкуренция со стороны недобросовестных перевозчиков, которые ездят с трех-четырехкратным перегрузом, а штрафы за это не платят, «решая вопросы» с весовым контролем с помощью взяток.
Протестная активность среди перевозчиков сохраняется, а нововведения, связанные с ужесточением контроля, могут привести к новым демонстрациям. Но катализатором протестов с большей вероятностью может стать внедрение АСВГК, нежели индексация тарифов «Платона», к которому перевозчики, хоть и не питая теплых чувств, все же успели привыкнуть.