Одна прелестная дама, фаворитка Людовика XIV, Анжелика де Фонтанж, оставила заметный след в истории моды.
В конце 1670-х дамские причёски были разнообразными, но невысокими - сплошные кудри и завитки. И вот легенда гласит, что однажды во время охоты подул сильный ветер, и Анжелика была вынуждена снять шляпу. По другой версии, ветка просто сбила шляпу с головы. И когда сложная причёска с локонами начала разваливаться, находчивая красавица перевязала волосы лентой (есть даже более кокетливая версия, что это была подвязка для чулка). Каскад рассыпавшихся золотых волос, небрежно собранных лентой так, чтобы концы её спадали на лоб, королю очень понравился. Настолько, что он попросил не менять причёску до самого вечера. А уже на следующий день причёска "Фонтанж" вошла в моду при дворе.
Поначалу волосы просто особым образом украшали кружевом. Однако со временем причёска всё усложнялась и усложнялась, и в конце концов превратилась в сложное высокое сооружение! А мода на него вскоре распространилась по Европе.
Изначально "фонтанж" – это, собственно, только лента и банты, которые украшали и поддерживали этот головной убор. А позднее так начали называть высокую причёску с кудрями, которые были высоко приподняты надо лбом, или комбинацию из такой причёски и головного убора.
Дама надевала чепец, к передней части которого крепился проволочный каркас в несколько рядов. Они возвышались один над другим. И всё это покрывалось муслином, лентами, бахромой, жемчугом, цветами, перьями и т.д. Каждая часть этого сооружения имела своё название. Например, "герцог", "герцогиня", "капуцин", "капуста", "аспарагус", "орган", "первое небо" (было и "второе"), кошка и... мышь. Так, "мышкой" называли маленький бантик, которым увенчивали массу завитых волос на самом верху.
Словом, "фонтанж" из локонов, кружев и лент поднимался над головой, иногда напоминая высокую башню. Современники писали: «Стоит женщине шелохнуться, это сооружение начинает дрожать и кажется, что вот-вот упадёт».
Но неудобства женщин, как всегда, не останавливали. Говорят, что королю Людовику эта причёска в подобном исполнении очень не нравилась. После кончины прекрасной Анжелики (увы, она ушла из жизни совсем молодой) дамы на какое-то время подчинились вкусам короля, но затем снова взялись за своё.
В романе "Пётр I" Алексея Толстого есть эпизод - молодой ещё царь навещает в Ганновере курфюрстину Софью: "Вздрагивали нитки жемчугов на ее белом парике, натянутом на каркас из китового уса, столь высокий, что, даже подняв руки, она не могла бы коснуться его верхушки". Так вот, это не парик, это фонтанж! И со временем его начнут носить и в России - после реформ Петра.
И вышел он из моды только в начале 1710-х годов. Многие вздохнули с облегчением...
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!