Найти тему
Летопись жизни

Чувства религиозные

В семейные традиции духа трудолюбия и родственности в известной мере вплетались и чувства религиозные.
Это был своеобразный колорит в жизни хлебороба.
Распределение времени на определенные отрезки религиозности в какой-то мере гармонировало с общей жизнью в семье.
Праздники, посты, мясоеды, масленица, посещение церкви доставляли определенное удовольствие, скрашивали скромный быт хлебороба и принесла определенное удовлетворение, радость и красоту для духовной потребности человека. Они скрашивали его жизнь.
После длинного филипповского, рождественского, полуторамесячного поста шла деятельная подготовка к встрече праздника Рождества Христова. За ним Новый Год, потом Крещение Господне с выездом на Иордань.
Все это было духовное удовлетворение для стариков и развлечение для молодых.
Я уже не раз описывал встречу этих праздников и их колорит, в своих журналах "Духовная жизнь" и "Летопись жизни".
Так вот эти самые религиозные чувства и традиции также способствовали прочности и незыблемости семейных устоев жизни.
Вера в Бога, соблюдение праздников, явление греха, выполнение обрядов и сложившихся традиций православия - все это было ограничивающим и сдерживающим началом в семейной жизни и труде.
Этому все подчинялись, это все уважали, соблюдали свято и нерушимо. Боялись люди греха и Божьего наказания или не милосердия.
Отчасти эти явления еще проникли до наших дней даже здесь у нас в городе.
Ведь многие и сейчас соблюдают посты, верят в Бога, ходят молиться в церковь, соблюдают и свято чтут праздники, все обряды церковные и традиции православия.
Говеют в Великий пост, исповедаются, приобщаются, крестят детей, венчаются в церкви и отпевают умерших.
В древних церковных правилах было записано целый перечень об отлучении от таинства причащения за те или иные поступки на разные сроки.
И люди этого боялись.

Вот вам третий стимул прочности семейных устоев, религиозные верования.
В наш век неверия и отрицания все это кажется смешным и забавным.
Зубоскальства, насмешки над верой и религией стали обычным явлением.
Над молодыми людьми, пожелавшими обвенчаться в церкви, будут просто издеваться и насмехаться и этим доведут бедных молодых людей просто до отчаяния.
- Ну-ка, расскажите, как вас там поп в церкви кружил?
- А что в этом плохого?
И как результат этого неверия и отрицания сейчас обычные явления у нас расторжение браков, разводы и семейной неустойчивости, шаткости и легкости нравов.
Не хотят люди верить в Бога, отрицают все церковные устои, обряды и традиции.
Стали совеститься и чураться этой веры, этих священных традиций, обычаев и обрядов.
Ну, что ж! Это ведь не ново!
Когда-то русская буржуазия также презирали все русское и кичились всем заграничным. В особенности всем французским.
И просто даже не к лицу нам русским советским людям, относиться презрительно к вере и положениям наших родителей и наших предков. Ведь сейчас у нас в Советском Союзе коренное изменение положения о церкви, вере и религии.
Ведь церковь отделена от Государства, а отсюда и все последствия ее влияния на дела государственные.
Хотя, надо сказать, что в наше время церковь не мало помогала в деле освобождения нашей Родины от иноземных захватчиков и помогает в деле борьбы за мир и недопущения новой войны.
Церковь сейчас абсолютно свободна и верующий в ней не связан никакими обязательствами, унижающими человеческое достоинство.
Раздаются реплики, что попы, мол, обманывают и обирают трудовой народ. В "Духовной жизни" я подробно разбирал этот вопрос и сейчас скажу, что люди придерживаются веры и религии и ходят и ходят в церковь в силу ее Божественного и священного происхождения, а также видят в ней основу и опору прочности семейных устоев и наслаждаются ее художественной красотой во всем.
В архитектуре зодчества, в убранстве храма, высокохудожественной росписи икон и картин, в изумительной организации хода Богослужения с ее певческими хорами, в спокойной и мирной толпе молящихся, во всем этом человек находит удовлетворение своей духовной потребности, красоту и радость жизни.
Покажите нам что-нибудь более привлекательное!
Но, пожалуй, мне нечего и сетовать по этому вопросу.
Ведь нарушение этих устоев я сам начал нарушать еще в молодые годы. Особенно донимали меня посты.
Однажды в Петров пост я спрятался с кувшином молока, а меня обнаружили, ну и долго нес я потом епитимью.
По прибытии с фронта я уже начал вести с отцом диспуты по вопросам веры и религии.
Хотели яйца курицу учить.
Смешно и грустно мне теперь.
Ну, а детей своих, каким образом воспитывали? Какой вере научили?
Да никакой. Ничему мы их не обучали, никакой вере.
Пыталась мать учить детей молиться и креститься, но я ее гонял за это. И от этого у них уже никакого религиозного чувства не образовалось. Вера и религия для них уже чужда и они ее просто даже не понимают. Недаром ведь в детстве еще Коля матери докладывал матери, что Тая ругалась.
- А как же она ругалась? - спросила мать.
- Да, говорит, от не дай Бог. - такое у него было понятие о Боге.
И вот у них остались только родственные чувства и трудолюбие, без религиозных чувств.
И этим они уже по моему не полноценны.
Должен ли я был воспитывать их в вере и религии?! Нет, не должен.
Иначе я пошел бы против течения.
В школе их учили бы одному, а мы дома, противоположному.
В результате, раздвоение психики и понятий. Вырастут, сами поймут.
Зачем идти против века в разрез с жизнью? Это было бы просто глупо. Вот так складывалась, так воспитывалась, так комплектовалась жизнь семейных устоев и традиций.

ПРЕДЫДУЩАЯ --- СЛЕДУЮЩАЯ

Понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте класс,делитесь в соцсетях и статей будет больше.