Найти тему
Форпост 863 | Смоленск

Что делали Есенин и Маяковский в международном аэропорту Смоленска

Сегодня при взгляде на практически выведенный из эксплуатации аэродром «Северный», трудно поверить, что когда-то он был одним из первых международных аэропортов не только в Советском Союзе, но и в мире. Способствовало этому создание в начале 20-х годов советско-германского предприятия «Дерулюфт».

Аэродром «Смоленск-Северный» сегодня
Аэродром «Смоленск-Северный» сегодня

Логистика постверсальского мира

В начале 20-х годов прошлого века дипломатическое, экономическое и военное сотрудничество между Советской Россией и Германией развивалось стремительными темпами. Наша страна, как и Германия, остро нуждалась в создании скоростного транспортного сообщения между Москвой и Берлином. На тот момент железнодорожный маршрут между столицами занимал 110 часов. Это было обусловлено как отсутствием прямых скорых поездов и разной шириной колеи, так и тем, что путь проходил через территорию Польши, враждебно настроенной как к России, так и к Германии.

-2

Решить данную проблему можно было только созданием международных воздушных авиалиний. При этом по условиям Версальского мира Германия была лишена права организовывать авиационные перевозки за пределами страны.

В 1921 году начались переговоры с крупнейшим в то время в Германии Обществом воздушных сообщений «Аэро-Унион», созданным предприятиями AEG, «Гамбург-Америка Пакетбот», «Цеппелин» и «Металлбанк». Россия предложила организовать совместную воздушную линию для доставки самолетами дипломатической почты и дипкурьеров из Москвы в Кенигсберг. Остаток пути до Берлина должен был преодолеваться на скоростном поезде. При этом все путешествие при благоприятных метеоусловиях продолжалось бы 24 часа вместо изначальных 110. Половину расходов на создание основного капитала нового Общества Россия брала на себя.

Deruluft - из Москвы в Кёнигсберг и обратно

Переговоры двух стран увенчались успехом. 8 сентября 1921 года был подготовлен договор о создании общества Дерулюфт (Deutsch-Russische Luftverkehrs), который уже 13 сентября был санкционирован советским правительством. Тогда же, по указу Ленина, в Берлин перевели 250 тысяч рублей для создания начального капитала и закупки самолетов. Договор заключался сроком на 5 лет, после чего мог быть пролонгирован на такой же срок неограниченное количество раз.

Эмблема общества Дерулюфт
Эмблема общества Дерулюфт

Созданное немецко-российское общество получало преимущественное право на все воздушные сообщения между Россией и Германией. При этом наша страна разрешала бесплатное пользование территориями для аэродромов и вспомогательных служб, а также давала право на беспошлинный ввоз из Германии оборудования, необходимого для работы авиалинии.

Германия не имела права закупать авиационную технику, в связи с чем для обслуживания новой линии советское правительство приобрело десять одномоторных монопланов Фоккер FII, в салоне которых можно было разместить шестерых пассажиров, при этом лётчик сидел отдельно в открытой кабине.

-4

Первый полёт Дерулюфта состоялся 30 апреля 1922 года. Машина под управлением лётчика Юста прибыла на Ходынский аэродром в Москве из Кёнигсберга. Пассажирами первого рейса стали немецкие и советские лётчики, проходившие стажировку.

-5

А уже 3 мая советский лётчик Иван Филиппович Воедило совершил первый в нашей стране международный пассажирский рейс, долетев в течение одного дня из Москвы в Кёнигсберг с промежуточными посадками в Смоленске и Ковно.

Иван Филлипович Воедило
Иван Филлипович Воедило

Примечательно, что в 2014 году один из самолётов Sukhoi Superjet 100, эксплуатирующийся «Аэрофлотом», получил имя лётчика Воедило, в честь совершённого в 1922 году первого международного пассажирского перелёта в истории отечественной авиации.

Именной SuperJet
Именной SuperJet

Международный аэропорт «Смоленск»

Смоленский военный аэродром, организованный в 1916 году на месте бывшего стрельбища за Покровской горой, стал, как принято говорить сегодня, важным хабом международной линии Дерулюфта. Здесь был организован склад ГСМ, мастерские для обслуживания и домики отдыха советско-немецкого персонала и пассажиров. При благоприятной погоде самолёты задерживались в Смоленске на полчаса (именно столько было необходимо для полной заправки «Фоккеров»), при плохих метеоусловиях стоянка могла затянуться и на ночь, и даже на целые сутки.

Рекламный буклет первой линии Дерулюфта
Рекламный буклет первой линии Дерулюфта

Корреспондент газеты «Известия» в номере от 3 мая 1922 года писал про смоленский аэродром следующее:

Проходит воздушная линия через Кёнигсберг, Ковно и Смоленск. В этих пунктах мне и пришлось сделать остановки как вследствие неблагоприятных погодных условий, так и для ознакомления с аэродромами. По этим причинам мой перелёт из Берлина до Москвы продолжался 7 дней, тогда как при нормальных условиях и по тому же маршруту он занял бы не более 12-14 часов.
Кстати, аэродром в Смоленске нужно признать мало подходящим в силу его влажности и, вероятно, вместо Смоленска придётся выбрать Витебск. Плох аэродром и на Ходынке - слишком волнист, что сильно затрудняет посадку именно на «Фоккерах».
Расписание Дерулюфта 1925 года
Расписание Дерулюфта 1925 года

Об аэродроме в Смоленске примерно в то же время и писал немецкий корреспондент:

Самолёт летит вдоль железной дороги до Смоленска, где совершается вторая посадка. Это первый аэропорт на российской земле, пункт паспортного и таможенного контроля. Пока пассажиры получают возможность отдохнуть в здании Дерулюфта, механик аэропорта производит техническое обслуживание и заправку самолета.

Таким образом, аэродром Смоленска был первым международным в Советской России. Уже в начале 20-х годов здесь был организован пограничный контроль и таможенный досмотр – обязательный атрибут любой современной воздушной гавани.

Фоккер Дерулюфта на Смоленском аэродроме в 1922 году
Фоккер Дерулюфта на Смоленском аэродроме в 1922 году

К сожалению, не обошлось на международной линии без катастроф и аварий. Первые две произошли в зоне смоленского аэродрома, и причиной каждой из них стал туман.

В сентябре 1924 года «Фоккер», вылетевший из Москвы, при заходе на вынужденную посадку в условиях тумана и ограниченной видимости получил повреждения, при этом никто из находившихся на борту не пострадал. Спустя месяц ещё один «Фоккер» (бортовой номер RR1) в тумане при посадке задел крылом дерево и разбился. Погиб находившиеся на борту лётчик Штейгер, а бортмеханик Папенгаген получил ранение. Пассажиров в том рейсе не было.

По злой иронии судьбы, через 84 года на этом же месте при схожих обстоятельствах разбился польский самолёт Ту-154М с президентом Качинским на борту.

Есенин, Маяковский, Красин и другие…

Сергей Есенин и Айседора Дункан
Сергей Есенин и Айседора Дункан

С первых дней существования линия Москва-Кёнигсберг стала популярна не только среди чиновников и дипломатов, но и у представителей советской творческой элиты. Поэт Сергей Есенин и его супруга Айседора Дункан стали одними из первых пассажиров Дерулюфта. Их самолёт совершил посадку на смоленском аэродроме 10 мая 1922 года, стоянка была недолгой, поэтому посетить сам город не удалось – в 8 вечера они уже были в Кёнигсберге.

Владимир Маяковский
Владимир Маяковский

Дважды Дерулюфтом летал и Владимир Маяковский (в 1923 и в 1925 годах). Сохранилось его письмо Лиле Брик, в котором он следующим образом описывает полёт:

Летчик Шебанов замечателен... На каждой границе приседал на хвост, при встрече с другими аппаратами махал крылышками, а в Кенигсберге подкатил на аэроплане к самым дверям таможни, аж все перепугались, у него, оказывается, первый приз за точность спуска. Если будешь лететь, то только с ним.
Николай Петрович Шебанов
Николай Петрович Шебанов

Стоит отметить, что речь в письме идёт о легендарном советском лётчике-испытателе Николае Петровиче Шебанове, который во время Великой Отечественной войны возглавлял группу транспортных самолётов Ли-2, доставлявших продовольствие в осаждённый Ленинград.

Леонид Красин
Леонид Красин

Летал самолётами Дерулюфта и видный партийный деятель Леонид Красин, в своём письме жене и дочерям в сентябре 1922 года он писал следующее:

Для скорости решил ещё раз слетать и вчера утром вылетел из Кёнигсберга. К сожалению, ветер был противный, мы израсходовали весь бензин и вынуждены были опуститься в одном имении в верстах 8 от Витебска. Бензин достали только к 3.5 часам дня, тем временем ветер превратился чуть не в бурю, и до Смоленска 120 вёрст мы тащились почти два часа, то есть шли со скоростью автомобиля. Лететь пять с половиной часов в Москву было уже неблагоразумно, ибо при противном ветре мы попали бы туда к 11-12 ночи. А при внезапной остановке мотора пришлось бы спускаться впотьмах, что весьма рискованно. Решили, что поговорка тише едешь – дальше будешь действительная и для авиации, и решили заночевать в Смоленске, чтобы вылететь завтра рано утром и быть в Москве около полудня. Пишу сейчас это письмо в маленьком домишке при аэродроме, населённом разными авиационными немцами.

Конец прекрасной эпохи

Международный аэропорт в Смоленске просуществовал сравнительно недолго. В 1933 году промежуточная посадка была перенесена в Великие Луки, и причиной тому могло стать не плохое состояние смоленского аэродрома, а соображения секретности. Ведь к тому времени на «Северном» уже во всю работал авиационный завод, и наличие иностранных граждан поблизости могло быть совсем не кстати. Именно в эти годы здесь разместилось бюро особых конструкций (БОК), занимавшееся созданием экспериментальных самолётов и гондол стратостатов под руководством конструктора Чижевского.

Кстати, примерно в это же время началось строительство полноценного гражданского аэродрома («Южного») в посёлке Тихвинка.

К тому же в 30-е годы на линии Дерулюфта вышли более современные трёхдвигательные самолёты АНТ-9 и Junkers 52, которым уже не требовалось такого количества промежуточных посадок. Тогда же маршруты Дерулюфта были продлены как до Берлина, так и до Ленинграда.

Самолёты АНТ-9 и Junkers 52 на линии Дерулюфта
Самолёты АНТ-9 и Junkers 52 на линии Дерулюфта

В 1937 году общество Дерулюфт прекратило свою деятельность. К власти четырьмя годами ранее пришёл Гитлер, отношения двух стран ухудшились, и очередная пятилетняя пролонгация международного договора о воздушных перевозках проведена не была.

В целом, создание Дерулюфта было значимой вехой в развитии международной гражданской авиации, а также стало точкой отсчёта истории таких авиационных гигантов, как «Аэрофлот» и Lufthansa.

Кирилл Солок