Практически невидим для локаторов противника, способен создавать и противостоять радиолокационным помехам, поддерживающий крейсерскую сверхзвуковую скорость, а также автоматизированную систему управление и ведения огня - это первый истребитель пятого поколение F-22 "RAPTOR".
Работа по разработке прототипа началась в Мае 1983 года, в рамках секретной на тот момент программы "Advanced Tactical Fighter". В задачу входило создание двухмоторного самолёта, с низкой радиолокационной и тепловой видимостью, повышенной маневренностью и возможностью выполнять крейсерские полеты на сверхзвуковой скорости, оснащенным мощным бортовым электронным оборудованием, новейшими радиолокационными приборами, которое должно было обеспечить тотальное превосходство над советскими существующими и перспективными истребителями.
Изначально F-22 рассматривался только как истребитель, ударные функции для него абсолютно не предусматривались.
ВВС Америки, предусматривали покупку 750 новейших тактических истребителей, к ним же присоединились и ВМС, пожелавшие приобрести до 550 самолётов F-22, но в дальнейшем флот США отказался от этой сделки в пользу F-18 "Super Hornet".
23 Сентября 1990 года первый прототип F-22 прошёл испытания. Показав невероятные качества в скорости, маневренности и надежности.
Пик работы над F-22, как раз попадал на окончание холодной войны между США и Советским Союзом. В связи с этим, интерес ВВС на самолет стал падать, заказ было решено урезать до 339 самолётов. Финансирование проекта заметно уменьшилось и работа над самолетом периодически замораживалась.
В 1997 году первый пред серийный экземпляр прошёл летно-технические испытания. Испытания проходили без видимых проблем, но в целях удешевления самолёта, военные вынуждены были отказаться от некоторых требований: боковых антенных решёток радиолокационной станции и бортовой оптоэлектронной прицельной системы.
Подписание контракта состоялось в 2001 году и первая партия из десяти серийных F-22 "RAPTOR" была принята на вооружение.
На F-22 установлены двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой, с тягой на форсаже 15900 кг. Специальная силовая установка, обеспечивает сверхзвуковую скорость в 1,5 маха без включения форсажа. В самолёте также установлена вспомогательная силовая установка и бортовая станция добычи кислорода, что делает его менее зависимым от наземных средств обслуживания.
39% веса планера составляют титановые сплавы, 25% композитные материалы и остальное это сплавы алюминия.
На F-22 установлена радиолокационная станции "Northrop Grumman" способная обнаружить крупные воздушные цели на расстоянии от 270 до 300 км, крылатые ракеты до 150 км, а движущиеся наземные цели до 70 км. Система способна одновременно сопровождать до 20 целей. Кроме всего, имеются станции предупреждающие об радиолокационном облучении и ракетных атаках. Самолёт оснащен мощными средствами связи. Стеклянная кабина истребителя оснащена шестью многофункциональными цветными ЖК индикаторами и широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла.
"Raptor" вооружен 20 мм пушкой "Vulcan" с боевым запасом 480 снарядов, ракетами класса воздух - воздух, и корректируемыми бомбами Joint Direct Attack Munition (JDAM). Истребитель совместим с высокоточными управляемыми авиационными бомбами. F-22 способен производить пуск ракет и сброс бомб на сверхзвуковых скоростях.
Стоимость F-22 является колоссальной - 150 миллионов долларов, а полная стоимость с учётом второстепенных затрат составляет 350 миллионов долларов.
Конгресс США, запретил экспортировать самолёт в другие страны, хотя интерес к нему проявляют немало государств.
В новостях за 2014 год, появилась информация о первом применении F-22 в боевых действиях против сирийских исламистов. К началу 2015 года, F-22 "RAPTOR" выполнили 112 боевых задания в Сирии, к Июню 2015 года истребители были включены в звенья ударных групп бомбящих Сирию.
В одном из заданий, "RAPTOR" показал свою многофункциональность: за время одиннадцати часового полёта, выполнив ударные задачи, собрав разведданные о наземных целях противника, наведя другие самолёты на цель и сопроводив бомбардировщики.
Технические характеристики:
Размах крыла: 13,56 м
Длина самолёта: 18,90 м
Высота самолёта: 5,09 м
Площадь крыла: 78,04 м2
Масса:
Пустого: 19700 кг
Нормальная взлётная: 29200 кг (100 % топлива)
Максимальная: 38000 кг
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 2410 км/ч
Сверхзвуковая крейсерская скорость: 1960 км/ч
Крейсерская скорость: 850 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1490 км/ч
Дальность лета:
с двумя ПТБ: 2960 км
перегоночная: 3220 км
Боевой радиус: 760 км (из них 185,2 км на бесфорсажном сверхзвуковом крейсерском режиме)
Практический потолок: 20 000 м
Максимальная эксп. перегрузка: 9,5 G (в мирное время 8G)
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал "ОРУЖЕЙНЫЙ БАРОН", что-бы не пропустить ещё больше интересной и познавательной информации об оружии со всего мира.
Заранее Вам благодарен!