В этот раз расскажу как обстоят дела с доступной городской средой в Германии. В качестве примера выбран город Йена (Jena) - 120 тысяч жителей, не являющийся столицей области, без федерального значения и т.д.
Итак, представим себя на месте человека в кресле-коляске и попытаемся пройтись по городу без посторонней помощи. Для этого сперва надо покинуть своё жилище, что само по себе не просто.
Если мы живём в немецкой новостройке или недавно отреставрированном доме, то никаких проблем нет — широкая входная дверь без порога, лифт, всё как полагается.
Если реставрация была давно, то могут возникнуть некоторые неудобства, но выбраться из дома мы всё таки сможем.
Если дом старый — прогулка отменяется, остаемся сидеть дома и грустно смотрим в окно. Без пандуса и лифта ни войти ни выйти из дома не получится.
Большей частью эта проблема затрагивает «панельки» из 70-ых и красивые старые дома начала 20-го века. Но если к панельным домам ещё можно пристроить лифт, то так называемые Altbau практически непригодны для колясочников.
Окей, предположим нам удалось выбраться из дома, но это только начало, ведь город стоит на склоне горы. К счастью почти все подъёмы оборудованы пандусами. Не знаю как на обычном кресле, но на тех что с электромотором по ним поднимаются. Тем же, кто не обзавёлся моторизированным креслом придется забыть про прямые пути и идти в обход по основной дороге.
Первым делом пройдёмся по продуктовым магазинам. Тут всё в порядке — автоматические двери, порогов и ступеней нет.
Теперь поедем кутить в центр. Для этого нужно добраться до остановки и сесть на трамвай. С этим в Германии всё в порядке: рельсы обычно утоплены в земле и не создают проблем с передвижением на «каталке».
Если же нет, то у остановок всегда есть несколько удобных переходов. С попаданием в сам трамвай тоже проблем не будет ведь высота платформы подогнана в один уровень с полом трамвая. В крайнем случае можно нажать кнопку вызова и водитель поможет вам попасть внутрь.
И вот мы в центре. Местный ж/д вокзал имеет несколько ярусов, но лифт решает все вопросы. Как и в случае с трамваями - уровень пола поезда, как правило, совпадает с уровнем платформы (если нет то вызываем вагонвожатого), так что даже сидя в инвалидном кресле можно уехать в другой город.
Скромный автовокзал в лифте не нуждается, но обратите внимание на плавность перехода от платформы к проезжей части. Легко и непринуждённо проезжаем тут на своих колёсах.
В центре города, где поток людей особенно велик, граница пешеходной зоны и дороги носит чисто символический характер. Подъем тротуара заметен только возле остановок общественного транспорта, по уже названным причинам.
Раз наш воображаемый колясочник решил покутить, ему придётся запастись наличкой и снять деньги с карты. К посетителям с ограниченными возможностями готовы три из четырёх банков в центре. Причем, если некоторые отделались самооткрывающимися дверями, то Sparkasse пришлось потратиться на новое крыльцо. А вот Commerzbank подкачал — тяжелая узкая дверь без автоматики очень неудобном месте, где толком не развернуться.
Деньги идём тратить в ближайший торговый центр. Пологий спуск, двери открываются в обе стороны, что очень удобно. Для тех, кому обычная дверь не по силам сбоку есть автоматическая. Внутри полный комплект удобств — лифт, пеленальная комната, туалет для инвалидов.
В соседнем торговом центре аналогичная ситуация. Кстати, обратите внимание на ширину перехода с тротуара на дорогу — опущен весь поворот, более десяти метров тротуара.
Ещё один подобный пример можно найти возле областной библиотеки — весь поворот аккуратно «подрезан», чтобы сравнять уровень и дать коляскам спокойно проехать.
После библиотеки проверяем на пригодность университетский кампус: у главного входа четыре двери, одна из них «безбарьерная». С другой стороны здания— ещё три. Попасть в аудитории на верхних этажах можно на лифте.
Куда ещё может пойти человек имеющий проблемы со здоровьем? В аптеку, конечно же. Видимо немцам тоже пришла в голову эта мысль, так что в попасть в аптеку на инвалидном кресле предельно просто.
Те, кому медицина уже не поможет, часто ищут утешения в церкви. Отправляемся туда. И да, в церкви времён Мартина Лютера тоже есть отдельный вход для тех, кто не может подняться по лестнице. Любовь к ближнему и всё такое.
Раз уж мы оказались в исторической части города, стоит проверить и ратушу. Попасть в здание 15-го века через главные ворота на коляске не выйдет, но специальная наклейка подсказывает, что вход для граждан с повышенными потребностями всё таки есть. .
Он находится с другой стороны, где новое здание администрации соединяется со старым, через навесной переход.
В лифт можно попасть прямо с улицы, а внутри старинной ратуши рядом с лестницами установлены подъемники.
Каков итог? Конечно, далеко не всё в городе можно назвать barrierefrei ("безбарьерным"). Старым домам сложно соответствовать современным требованиям, но немцы уже сейчас работают над тем, чтобы привести их в надлежащий вид. С историческими зданиями чуть сложнее, но если конструкция позволяет, то почему бы и нет? Доступность порой важнее аутентичности.
За этими исключениями, прикованный к коляске немецкий горожанин вполне способен самостоятельно выйти из дома, воспользоваться общественным транспортом, посетить наиболее важные места и без посторонней помощи вернуться обратно. Пусть и несколько ограниченно, но он может передвигаться по городу и принимать участие в его жизни. А всё почему? Потому, что людям не всё равно как живётся их соседям.