Найти тему

Заметки о Германии: Город без барьеров

В этот раз расскажу как обстоят дела с доступной городской средой в Германии. В качестве примера выбран город Йена (Jena) - 120 тысяч жителей, не являющийся столицей области, без федерального значения и т.д.

Итак, представим себя на месте человека в кресле-коляске и попытаемся пройтись по городу без посторонней помощи. Для этого сперва надо покинуть своё жилище, что само по себе не просто.

Если мы живём в немецкой новостройке или недавно отреставрированном доме, то никаких проблем нет — широкая входная дверь без порога, лифт, всё как полагается.

Если реставрация была давно, то могут возникнуть некоторые неудобства, но выбраться из дома мы всё таки сможем.

-2

Если дом старый — прогулка отменяется, остаемся сидеть дома и грустно смотрим в окно. Без пандуса и лифта ни войти ни выйти из дома не получится.

Большей частью эта проблема затрагивает «панельки» из 70-ых и красивые старые дома начала 20-го века. Но если к панельным домам ещё можно пристроить лифт, то так называемые Altbau практически непригодны для колясочников.

-3

Окей, предположим нам удалось выбраться из дома, но это только начало, ведь город стоит на склоне горы. К счастью почти все подъёмы оборудованы пандусами. Не знаю как на обычном кресле, но на тех что с электромотором по ним поднимаются. Тем же, кто не обзавёлся моторизированным креслом придется забыть про прямые пути и идти в обход по основной дороге.

-4

Первым делом пройдёмся по продуктовым магазинам. Тут всё в порядке — автоматические двери, порогов и ступеней нет.

-5
-6

Теперь поедем кутить в центр. Для этого нужно добраться до остановки и сесть на трамвай. С этим в Германии всё в порядке: рельсы обычно утоплены в земле и не создают проблем с передвижением на «каталке».

-7

Если же нет, то у остановок всегда есть несколько удобных переходов. С попаданием в сам трамвай тоже проблем не будет ведь высота платформы подогнана в один уровень с полом трамвая. В крайнем случае можно нажать кнопку вызова и водитель поможет вам попасть внутрь.

-8

И вот мы в центре. Местный ж/д вокзал имеет несколько ярусов, но лифт решает все вопросы. Как и в случае с трамваями - уровень пола поезда, как правило, совпадает с уровнем платформы (если нет то вызываем вагонвожатого), так что даже сидя в инвалидном кресле можно уехать в другой город.

-9

Скромный автовокзал в лифте не нуждается, но обратите внимание на плавность перехода от платформы к проезжей части. Легко и непринуждённо проезжаем тут на своих колёсах.

-10

В центре города, где поток людей особенно велик, граница пешеходной зоны и дороги носит чисто символический характер. Подъем тротуара заметен только возле остановок общественного транспорта, по уже названным причинам.

-11
-12

Раз наш воображаемый колясочник решил покутить, ему придётся запастись наличкой и снять деньги с карты. К посетителям с ограниченными возможностями готовы три из четырёх банков в центре. Причем, если некоторые отделались самооткрывающимися дверями, то Sparkasse пришлось потратиться на новое крыльцо. А вот Commerzbank подкачал — тяжелая узкая дверь без автоматики очень неудобном месте, где толком не развернуться.

-13
-14

Деньги идём тратить в ближайший торговый центр. Пологий спуск, двери открываются в обе стороны, что очень удобно. Для тех, кому обычная дверь не по силам сбоку есть автоматическая. Внутри полный комплект удобств — лифт, пеленальная комната, туалет для инвалидов.

-15
-16

В соседнем торговом центре аналогичная ситуация. Кстати, обратите внимание на ширину перехода с тротуара на дорогу — опущен весь поворот, более десяти метров тротуара.

-17

Ещё один подобный пример можно найти возле областной библиотеки — весь поворот аккуратно «подрезан», чтобы сравнять уровень и дать коляскам спокойно проехать.

-18

После библиотеки проверяем на пригодность университетский кампус: у главного входа четыре двери, одна из них «безбарьерная». С другой стороны здания— ещё три. Попасть в аудитории на верхних этажах можно на лифте.

-19

Куда ещё может пойти человек имеющий проблемы со здоровьем? В аптеку, конечно же. Видимо немцам тоже пришла в голову эта мысль, так что в попасть в аптеку на инвалидном кресле предельно просто.

-20
-21

Те, кому медицина уже не поможет, часто ищут утешения в церкви. Отправляемся туда. И да, в церкви времён Мартина Лютера тоже есть отдельный вход для тех, кто не может подняться по лестнице. Любовь к ближнему и всё такое.

-22
-23

Раз уж мы оказались в исторической части города, стоит проверить и ратушу. Попасть в здание 15-го века через главные ворота на коляске не выйдет, но специальная наклейка подсказывает, что вход для граждан с повышенными потребностями всё таки есть. .

-24

Он находится с другой стороны, где новое здание администрации соединяется со старым, через навесной переход.

-25
-26

В лифт можно попасть прямо с улицы, а внутри старинной ратуши рядом с лестницами установлены подъемники.

-27

Каков итог? Конечно, далеко не всё в городе можно назвать barrierefrei ("безбарьерным"). Старым домам сложно соответствовать современным требованиям, но немцы уже сейчас работают над тем, чтобы привести их в надлежащий вид. С историческими зданиями чуть сложнее, но если конструкция позволяет, то почему бы и нет? Доступность порой важнее аутентичности.

За этими исключениями, прикованный к коляске немецкий горожанин вполне способен самостоятельно выйти из дома, воспользоваться общественным транспортом, посетить наиболее важные места и без посторонней помощи вернуться обратно. Пусть и несколько ограниченно, но он может передвигаться по городу и принимать участие в его жизни. А всё почему? Потому, что людям не всё равно как живётся их соседям.

VK YouTube