Наверняка вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, придя в ресторан, вы узнаете, что карточки там не принимают. Хорошо, если вы узнали об этом до ужина, а если после?
Оборудование платежным терминалом — это добровольное решение кафе, ресторана или магазина. Но могут быть и ситуации, в которых безналичная оплата как бы заявлена, но при этом «не работает», «сломалась», «сейчас недоступна», и так далее.
В этом случае администрация организации должна предупредить клиентов о том, что безналичная оплата в текущий момент недоступна. Эта информация должна быть доведена до сведения всех потенциальных клиентов ранее того, как они воспользовались услугой или приобрели что-то.
Что делать, если клиент узнает о невозможности оплаты картой?
- Если информацию донесли, клиент ее проигнорировал и не может заплатить. В этом случае, как правило, администрация кафе или ресторана старается достичь компромисса. Возможны следующие варианты: перевод с карты на карту, написание расписки, и так далее.
Оставить что-либо в залог посетитель может только по собственной воле, заставить его сделать это не могут! Еще строже правила относительно оставления в залог паспорта. Если посетителя вынуждают это сделать, можно привлечь администрацию по ст. 19.17 КоАП РФ («незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина, или принятие документа ... в залог»).
Многие, следуя стереотипу, представляют себе, что администрация может попросить «отработать» обед: помыть посуду, убрать в зале, и так далее. В реальности никто заставить сделать посетителя не может, потому что в таком случае инициатора «отработки» ждет ответственность по ст. 127 УК РФ.
Что может сделать заведение, если клиент категорически октазывается платить и искать компромисс? Вызвать полицию, чтобы та зафиксировала факт отказа оплатить счет. На основании этого представитель заведения может обратиться в суд с требованием взыскать средства с потребителя.
Соответственно, только суд может обязать клиента ресторана или кафе заплатить за обед.
- Если информацию не донесли, и клиент постфактум узнает, что доступным для него способом он не может заплатить и заведение настаивает на оплате все равно, можно вызвать полицию или впоследствии обратиться в Роспотребнадзор с жалобой. В таком случае клиент может получить компенсацию, так как ресторан, по сути, нарушает условия публичной оферты (не оглашает ее условия до покупки товара или услуги).
Какие еще права есть у вас в ресторане?
Что делать, если вас обсчитали при покупке?