Космические ракеты, используемые один раз,- дорогое удовольствие. Выходом могли бы стать особые самолеты, которые взлетали бы с аэродромов, поднимались в космос, а затем возвращались бы на Землю.
Теоретически многоразовый челнок снизил бы расходы на каждый запуск. Но практика показала, что по сравнению со стоимостью обслуживания космического самолета применение традиционных ракет - носителей оказывается куда менее затратным.
Первыми появились ракетопланы в 1946 году в США. Это были ракетные самолеты, способные выходить в космическое пространство. Ракетопланы поднимались на высоту бомбардировщиками В-52, отделялись от носителя и , включив двигатели, уходили еще выше. X-1 первым превысил скорость звука, X-15 достигал потолка в 109 км и развивал скорость 7232 км/ч. Были и другие ракетопланы этой серии.
Советский корабль многоразового использования "Буран" совершил свой единственный полет в ноябре 1988 года.
Выведенный на орбиту носителем "Энергия", стартовавшим с космодрома Байконур, "Буран" совершил в автоматическом режиме два оборота вокруг земного шара и удачно приземлился. Все части носителя "Энергия" тоже вернулись на Землю, в том числе и опустившийся на парашюте топливный резервуар. Сам "Буран", не имевший ракетных двигателей, после 3 часов25 минут планирования приземлился на специальную подготовленную площадку, находившуюся в 13 км от места старта. Сейчас в России разрабатываются новые многоразовые космические корабли. Уже существует проект воздушно-космического самолета. На большие высоты он поднимался бы на обычных реактивных двигателях, затем в разреженных слоях атмосферы, где практически отсутствует необходимый для их работы кислород, переключался бы на на ракетные двигатели и выходил на околоземную орбиту. За пределами земной атмосферы космический самолет смог бы развить недоступную обычным самолетам скорость и перелететь на другую сторону земного шара за пару часов.
Одним из вариантов многоразового космического самолета является французский проект "Гермес". Его длина составляет 20 метров, экипаж состоит из 3 человек, он имеет полезную нагрузку 5 тонн. Предполагалось, что "Гермес" мог бы сыграть важную роль в доставке сменных экипажей и оборудования для Международной космической станции. Однако из-за финансовых проблем проект так и остался нереализованным.
Cейчас все мы знаем про удачные запуски компаний Space X , где их пусковая установка отделяется от ракеты и возвращается на платформу для последующих многократных запусков.
Недавно компания Virgin запустила свой межарбитальный корабль, который должен в будущем заменить самолеты.
Если вы хотите прочитать об этом, оставляйте свои комментарии и в скором времени мы расскажем Вам про новинки в космическом кораблестроении.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram чтобы быть в курсе последних новостей.