Найти тему

Активное восприятие и память!

Гений Леонардо основывался на очень четких практиках работы с информацией любого рода. Его принципы самообучения, подкрепленные выдающимися результатами, пожалуй, - самое огромное достояние нашей цивилизации.

Только сейчас нейрофизиологи начинают исследовать механизмы активизации работы мозга, иногда делая уклон не на его богатые невостребованные возможности, а на внешнее воздействие. Это путь зависимости. Наш мозг готов и умеет работать в очень скоростном, продуктивном режиме - но необходимо поставить перед ним эту задачу. Леонардо ставил.

Еще в юности Леонардо да Винчи добился такой точности воспроизведения, которая изумляла и мастеров, и обывателей. Достаточно вспомнить описанный Вазари случай с нарисованными на щите насекомыми и змеями, заставлявшими смотрящих трепетать от страха.

Параллельно описанию его принципов тренировки я буду давать пояснения о специфике работы мозга с точки зрения встраиваемых программ, а затем дам рекомендации в применении. Будьте очень внимательны.

Начнем с того, что традиционно наш мозг привык работать в ленивом режиме. Наше восприятие не активно. Мой любимый пример, поясняющий действие в режиме активного восприятия, – экзаменационная ситуация. Дня за три до экзамена мы садимся за учебу. Я не беру варианты за неделю и раньше для сверхобязательных людей, все равно за три дня до контрольной точки у нас происходит общая активизация. Мы делим количество вопросов на 3, начинаем или продолжаем учить, разбираться, как правило, с нормальным внутренним комментарием о том, что надо бы начинать раньше, серьезней относиться, особенностях системы образования, личности преподавателей, нашего самочувствия, объема информации, текущих планов и т.д. Даже если вы очень продвинуты в изучаемой области, застимулированы и вам нравится предмет, внутренний комментарий об оптимизации своей работы с информацией и необходимости саморазвития и дисциплины гарантирован. Это медленное восприятие. И вот момент истины, экзамен, и вдруг вопрос, в котором вы поплыли, бывает такое. Опять внутренний комментарий и эмоции… Но вот представьте, прошу вас, четко представьте, чтобы ощутить разницу: у вас под столом лежит листок с ответом именно на этот вопрос. И преподаватель выходит НА ЦЕЛЫХ 2 МИНУТЫ! Что будет?! За 2 минуты можно даже понять материал, набросать главное и ответить на вопрос четко! Это – активное восприятие. Ощутили?

Я не рассматриваю сейчас вопрос этики по одной простой причине: главное – Знания. Если вы с помощью шпаргалки за 2 минуты разобрались в теме – у вас заслуженный успех. Просто нужно быть честным не только на экзамене, а в первую очередь перед самим собой, и активизироваться раньше.

Наш мозг – самообучаемая, самоорганизующаяся система. Программы, которые мы в него закладываем, работают безупречно. Если мы приучаем себя к долгой подготовке, медленной активности на старте (хорошо звучит «медленная активность» :-)), медленному и трудному припоминанию – так и будет. Наблюдаю на тренингах: чтобы припомнить информацию, человек часто закрывает глаза, иногда даже шевелит губами. Так сложилось. Не припомнилось, не получилось… Страдательный залог из области некомпетентности из-за встроенных еще в детстве стратегий. Нам ведь никто не говорил, да и не требовалось, кроме экзаменов, что вспоминать надо тоже быстро. Как вспомнилось, так и хорошо… или плохо. И начинается припечатывание извне или, еще хуже, изнутри, программами-вирусами «У меня плохая память». Забудьте это утверждение :-). Я вынуждена разочаровать. НЕТ ПЛОХОЙ ПАМЯТИ, ЕСТЬ РАЗНАЯ ПАМЯТЬ. Нужно изучить свои параметры и опираться на сильные стороны. Развивая слабые, тренируя. Конечно, наш мозг просыпается в экстремальных условиях, хотя и это не обязательно, смотря какая программа пересилит. Но зачем ждать экстрима? Ведь, как в примере с экзаменом, ты ведь знал, что он наступит :-). Если человеку дается при традиционном тестировании 10 объектов и 30-60 секунд времени, он запомнит 7 плюс-минус 2 объекта, закономерность восприятия. Если 10 секунд – тоже 7 плюс-минус 2, 1-2 секунды при тренировке – то же самое… Честно говоря, вот эти огромные промежутки времени в 1 минуту для запоминания ужасно развращают наш мозг. Лучше практиковать мультвосприятие, т.е. дробить промежутки времени и за 10 секунд 3 раза вернуться и повторить информацию. Это большая тема, с которой мы будем отдельно работать, а сейчас главный, базовый принцип – принцип Леонардо.

Леонардо, как всегда, шел дальше. Вот это тренинг! Снова призываю вас к вниманию.

Он брал какой-то природный объект: камень, цветок, листья, ручей, волосы человека и прочее. Вооружался карандашом и бумагой, если использовал эту практику для тренировки навыков рисунка. Вообще, практиковал это свойство восприятия и памяти в любых условиях, например, во время прогулки. Возьмем более сложную типичную ситуацию. Итак, вот Леонардо – вот объект.

Природные объекты. Использовал для картины «Мадонна в скалах»:

-2

И Леонардо бросал на объект ТОЛЬКО ОДИН ВЗГЛЯД! Только один! Я не знаю, сколько в среднем в долях секунды время этого одного взгляда. Практикуя, каждый человек приходит к наиболее продуктивной длительности этого индивидуального впитывающего информацию взгляда. И начинал рисовать по памяти. Он рисовал до тех пор, пока не чувствовал полного иссякновения этого потока – «всё». И только тогда он бросал ВТОРОЙ ВЗГЛЯД. Вы почувствуете силу этого второго взгляда. Это как подарок, это радость второго шанса, это жадность восприятия, а не просто активность! Это тебе подарили – увидеть, что еще ты не заметил, что еще, что еще?! И обращать внимание именно на ту информацию, которой ты не заметил в первый раз! Та, что заметил, и так бессознательно повторяется и впитывается мозгом во время второго взгляда. И он рисовал дальше. Когда иссякла лавина второго взгляда, ты бросаешь ТРЕТИЙ ВЗГЛЯД. Снова новое - и теперь уже нюансы. И так далее, так далее… До тех пор, пока не происходит перенасыщение внешними образами, – и тогда вступает в силу ментальная обработка, наше сознание. Вы заметили, что Леонардо во всем шел чуть дальше природы? В его образах океан смыслов и гармонии. Он шел дальше других художников, которые тоже гениальны, но гениальны своеобразием. Там, где для Рафаэля достаточно и уже действительно готов шедевр, Леонардо только начинает по-настоящему. Наверное, потому, что Леонардо – не только художник. Он в первую очередь мыслитель и созидатель, в этом его высокая Гениальность, что бы он ни творил.

Обратите внимание, как точно Леонардо зарисовывает, опережая мыслью, быстрые движения  стеблей, волос, воды, сразу схватывая тенденцию, не погрязая в незначимых деталях. Его мысль работала одновременно с рукой и опережала ее без утраты точной конкретики. Он натренировал себя до такой степени, что мог зарисовывать турбулентные потоки воды, воздуха, развевающийся локон проходящей мимо девушки и т.д. Только с появлением замедленной киносъемки ученые убедились в точности зарисовок Леонардо, а ведь в его время не то что понятия «турбулентность» не существовало – не было даже предпосылок. Вот почему парашют Леонардо изобрел, практически в нынешнем виде, а до его использования мы только доросли. Сейчас все происходит быстрее, это радует. Нам не хватает Леонардо по-настоящему.
Обратите внимание, как точно Леонардо зарисовывает, опережая мыслью, быстрые движения стеблей, волос, воды, сразу схватывая тенденцию, не погрязая в незначимых деталях. Его мысль работала одновременно с рукой и опережала ее без утраты точной конкретики. Он натренировал себя до такой степени, что мог зарисовывать турбулентные потоки воды, воздуха, развевающийся локон проходящей мимо девушки и т.д. Только с появлением замедленной киносъемки ученые убедились в точности зарисовок Леонардо, а ведь в его время не то что понятия «турбулентность» не существовало – не было даже предпосылок. Вот почему парашют Леонардо изобрел, практически в нынешнем виде, а до его использования мы только доросли. Сейчас все происходит быстрее, это радует. Нам не хватает Леонардо по-настоящему.
-4

Эта стратегия активного восприятия и запоминания закрепляется очень прочно и работает во всех сферах, потому что энергооптимальна. Мозг привыкает работать в скоростном пристальном режиме, крайне быстро и точно. И это комфортно! Это очень эффектный, а не только эффективный, режим работы. Активное внимание, высший уровень концентрации, суперскорость поглощения информации, на даже незаметном для осознания уровне – анализ системных факторов, сравнение и сбор информации в копилку различий, обобщение, мышление на грани скорости, остающейся оптимальной… Мозгу очень комфортно работать именно в этом режиме, а не искать себе самостоятельные занятия из-за скуки вялых попыток мышления. Мы ведь на самом деле думаем очень быстро! Вот замечаем, осознаем это медленно :-).

#ПРАКТИКУМ

1 ЭТАП. Детальная начальная проработка стратегии.

Я называю все личные занятия практикой в восточном смысле слова: постоянство, ежедневность, никаких причин, кроме потери сознания, для прерывания практик на самом деле нет. Каждый день мы практикуем процесс умывания, одевания, проходов от кровати до какой-либо двери – и ничего с нами не случается. Лиши нас этого, и мы почувствуем дискомфорт, это признак для любой практики. Одно слово о «мотивации» - забудьте! Так говорил Т. Феррис о таймпланах, я цитирую. Просто делаете – и сразу же, подчеркиваю, сразу же результаты вас замотивируют сами. И субъективное ощущение комфорта от работы в таком продуктивном режиме, и состояние компетентности, полноты восприятия, прочнейшего запоминания (ну не забудете вы этот камень или травинку теперь уже никогда!), и удовольствие от прорыва… А мозг и не даст останавливаться – он-то понял, как лучше и быстрее :-). Конечно, старые программы могут подвывать, отвлекать, но тут можно проще, если уж приходится вызывать тяжелую артиллерию – вызывайте сразу, не практикуйте программу откладывания :-). Здесь вы можете проявить личную фантазию, мы себя лучше знаем. На меня очень хорошо, причем раз и навсегда, подействовал пример монаха в Сарове. Было лето, тысячи паломников, толпа настолько плотная, что поневоле слышишь кусочки чужих исповедей. Бабулечка, божий одуванчик лет 80, говорит: «Грешна я, молиться ленюсь. Вечером хорошо молюсь, потом спится хорошо, а вот утром ленюсь страшно». На что монах спокойно-спокойно: «А ты не помолилась – так и не ешь». Простенько так :-). Одним словом, подберите личные «предложения, от которых невозможно отказаться». Главное, чтобы эти решения были непреложными и строго исполнялись. Вы ведь обещали самому главному боссу, которого не обманешь, – самому себе!

1. Выбираем место, время и природный объект. Это очень важно – использовать природный объект, т.к. в нем крайне много системной информации, в том числе не осознаваемой. Например, камень, который вы выбираете для тренировки, может стать для вас помощником и учителем в самой непредвиденной жизненной ситуации, как это произошло с одной моей ученицей. Именно воспоминание о камне, с которым она практиковаладля развития памяти, помогло выстоять в трудной бизнес-ситуации и даже перейти на новый качественный уровень, пока рушились песочные замки вокруг. Объект может быть любым: камешек, раковина, лист или цветок, сухая ветка – что приглянется.

2. Настраиваемся. Навык единственного взгляда. Дышим комфортно и спокойно. Сейчас будет ваш ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД. Не первый, единственный! Это вы знаете, что потом может быть и второй. Но в жизни мы не знаем, какой взгляд может стать последним. Живем здесь и сейчас. Настоящий мастер стрельбы из лука берет только одну стрелу. И именно сейчас вы увидите за один взгляд этот Объект. Максимальная концентрация! Перед взглядом лучше выдохнуть, а информацию вдохнуть в себя. Этим вы практикуете и способ привязки навыка единственного взгляда через мощное якорение дыханием. Приготовьтесь к тому, что глазами лучше бегать как можно чаще по всему объекту, жадно впитывая конкретную информацию извне, а не медитировать на него и с ним, это разные процессы. Готовы? ВЗГЛЯД!

Отведите взгляд через 1-2 секунды – и активно, так же жадно припоминаем. Если вы умеете рисовать или хотите начать практику рисунка, рисуйте. Тогда закрепление информации произойдет и через прочнейшие нейронные пути «рука-мозг». Если не хотите отвлекаться неумелостью – припоминайте в деталях, как можно полнее и быстрее, держите скорость! Нас никто не учил, что вспоминать нужно тоже быстро. Вот сейчас этот момент наступил. Тут можно сделать легкую паузу и ни в коем случае не сдаваться – посылать призыв «Еще!» и «Еще!» Мозг откликнется. И вот вы чувствуете, что этот поток иссяк…

3. Навык второго взгляда. Так же приготовьтесь, сконцентрируйтесь. Сейчас, в отличие от фортуны, у вас будет уникальная возможность, подарок – увидеть то, что вы не заметили еще. Ощущение подарка важно, спросите у студента-краснодипломника, получившего 4 за незначимый предмет из-за забытой мелочи, спросите у себя, если у вас были случаи досады на так неуместный провал в памяти или недостаток концентрации. Второй шанс бесценен. Сейчас это будет еще более беглый, стремительный взгляд: «Что? Что еще?!» 1-2 секунды. Вспоминаем или рисуем. Это уже навык работы со своей памятью и соответствующими структурами коры головного мозга.

4. Навык третьего взгляда. Приблизительная картинка уже ясна. Но деталей много, у природного объекта их всегда достаточно. Третий взгляд служит максимальному вниманию к значимым деталям любой информации, именно значимым, но почему-то опускаемы нашими фильтрами восприятия. Тут мы переходим к тренировке еще более глубинных уровней и восприятия (ограничивающие фильтры вне зависимости от их природы), и памяти. Третий взгляд должен быть таким же быстрым и точным, все внимание на пропущенные детали! Смотрим, уточняем, припоминаем (или рисуем).

5. Все остальные взгляды до победы. Свободный режим. Можно выдохнуть :-). Первые три взгляда и качество их выполнения решают всё. Во-первых, троекратное закрепление стратегии активного восприятия и запоминания естественным образом убедительно для нашей психики в целом, программа внедрена, мозг обучился главному принципу стратегии. Вы увидите: некомфортно последующие взгляды задерживать на объекте надолго, глаза сами ищут-выискивают, бегают и впитывают информацию с акцентом внимания и мысли на недостающих информационных фрагментах. Что и требовалось доказать.

Вы прекращаете упражнение только тогда, когда почувствуете насыщение. Единственное пожелание и полезное методическое требование. Вы практикуете не до того момента, когда услышите внутренний говорок: «Кажется, всё…», а через несколько минут после :-). Сразу же расширяем диапазон интеллектуальной выносливости, требовательности к результату и преодолеваем омерзительный мыслевирус «сойдет и так». Как показывает жизнь, не сойдет – или не сойдется. В сухом остатке мы часто получаем справедливый накопившийся итог стратегии «сойдет и так». Когда вам покажется, что уже всё, и вы испытаете легкое чувство скуки, – сделайте еще несколько подходов. Как булгаковская Маргарита после бала у Воланда: «Я могу еще». Там будут неожиданные подарки восприятию, как раз благодаря усталости, - вплоть до второго дыхания. А это мощный механизм, достойный Леонардо.

Вот так формируется взгляд Мастера. Вспоминаю стихотворение любимого Мандельштама о шпиле Адмиралтейства: «Не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра».

Вы можете практиковать эту стратегию везде и всегда: на прогулке, дома, за едой, любуясь фруктами (в гамбургере много лишней информации :-)), с вызывающими позитивный отклик предметами, достойными запоминания, наблюдая лица людей, облака или текучую воду, занимаясь с текстами как объектами восприятия или с написанной формулой. Она будет все прочнее встраиваться и помогать буквально во всем. Подробно о применении этой стратегии для работы с текстовой информацией я расскажу позже. Единственное предупреждение: соблюдайте экологию своего внутреннего пространства при выборе объектов. Он ведь действительно запомнится навсегда. Зачем вам помнить эту подставку для ручек, это изображение в журнале? Выбирайте то, что действительно важно, интересно, приятно и несет в себе информацию мастерства. Например, я помню тонкие отблески света на буддистской поющей чаше и свои очень важные мысли, сплетенные с этими бликами, – и снова испытываю благодарность тысячелетиям практик поющих чаш.

Вам станет доступна тонкость и скорость восприятия, открывающие целые миры. Огромный бонус – замечать то, что обычно ускользает от поверхностного взгляда, в том числе и значимую информацию. Едешь из аэропорта по незнакомому городу в такси, разговариваешь, мельком замечаешь афишу и спрашиваешь: «А эта выставка будет проходить далеко от университета?» - «Какая выставка?!» - «Да вот же у вас такая классная выставка идет…» - «У нас?! Где? Ты в интернете посмотрела?» - «Да нет, вон было на заборе написано» :-). Пример шутливый, но ты становишься гораздо более внимательным во всем. И точным. И развиваешь вместе с восприятием не только память, но и мышление – оно ведь базируется на выделении все больших нюансов, как в любом мастерстве. И начинаешь практиковать большую осознанность, управлять своим восприятием и процессами взаимодействия с результатами. Медленное восприятие, конечно же, просто обязано присутствовать в определенных процессах. Вопрос осознанной композиции! «Побочный эффект» - получаешь несравнимо большее удовольствие от мира в целом.

УСПЕХОВ В ЭТОМ ВСЕМ НАМ!

©Elena Shugalei, 2019

PS. Вы можете посмотреть мою запись из серии #2страницы «Как я боролась с Ленью?». Важна именно непреложность намерения с вытекающими последствиями, серьезность этого намерения. Конечно, может показаться, что я больше пользуюсь методом кнута, а не пряника. Да нет, всем спектром. Иногда мозг молча ленится и без энтузиазма включается в работу. Тогда я его спрашиваю: «Рыбы хочешь? Барбекю из рыбки… Или шоколадку? Или поездку в новые места?» Моментальный отклик, хотя бывает, что торгуется! :-). Я выполняю свои обещания поощрений так же обязательно, как и обещания санкций, иначе он мне перестанет верить. И учитываю многие параметры при взаимодействии со своими субличностями… Себя стоит уважать, это серьезно.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Посмотрите, Леонардо использует случайное чернильное пятно как фон, чтобы придать дополнительный объем. Обычный черновик, явно случайный. Видимо, тушь пролилась на лист, а рядом лежали стручки бобов и пара вишен, задумался :-).

-5

Зарисовка и воплощение. Видимо, даже движение волос имело значение. «Леда и лебедь»:

-6
-7

АВТОРСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Все виды цитирования возможны только с письменного разрешения автора и указания прямой ссылки!

-8