Найти тему
Психологион

Искренность

Когда у человека все эмоции автоматические — вопрос с искренностью для него и не вопрос вовсе: что «накатило», то и чувствую, искренне вываливая все на окружающих.

Когда человек научается своими эмоциями управлять, а вернее — просто возвращает себе исконное право и умение эмоции создавать, тогда у человека возникает масса вопросов. И к нему у окружающих вопросов тоже масса. Казалось бы, человек стал более вменяемым и безопасным для всех людей вокруг: не бесится из ничего, не устраивает истерик, не злится и не раздражается (а если и злится — то решает этот вопрос самостоятельно, не переваливая ответственность на окружающих). А вот не тут-то было. Близкие недовольны (стало невозможно управлять через эмоциональные манипуляции!), знакомые смотрят с подозрением («как это — могу чувствовать то, что выберу сам? а на самом деле ты что чувствуешь?!»), незнакомые просто не верят («да ну: можешь управлять эмоциями? сам себя подавляешь что ль? ну ты даешь!»).

Знакомо?

Когда люди говорят про искренность, они порой вкладывают в это слово совершенно разные смыслы:

1. Первая точка зрения: «Искренность — это когда глубокое проживание, всем телом, сильно». Это когда у человека «внутри» то же, что и «снаружи». Если он внешне смеется, то это вместе с внутренним весельем: ему «полностью» весело. А если уж плачет — то тоже не просто на показ, а у него и внутри плач, ему горько. У людей, которые забыли и не видят, как именно они у себя включают состояния, такие проживания «зависят» от обстоятельств: радостное событие «вызывает» радостную эмоцию, а плохое событие — «печаль» или того хуже. Поскольку радостных событий у «нормальных» людей, обычно, не сильно много, то и искренняя радость считается чем-то драгоценным. А если вдруг кто-то им скажет, что искренняя эмоция может включаться с полпинка, было бы желание и умение, то такой человек будет обвинен в поверхностности и тупости. Однако, при возвращении себе способности управлять эмоциями, такая «телесная» искренность оказывается на поверку очень легкой: такую искренность можно создать довольно просто, было бы желание. И поэтому такая искренность — «недорогая». 

2. Вторая точка зрения: «Искренность — это когда эмоции неуправляемы». Вот здесь у многих «нормальных» людей ко мне много претензий, потому что всем телом я в эмоцию могу войти легко, но у наблюдающих за мной порой возникает удивление и возмущение, когда я вдруг глубокую эмоцию могу быстро переключить на другую, и она будет не менее глубока и полна. И тогда люди говорят «а, так это ты сам! но это неискренне: искренне было бы, если бы она (эмоция) сама у тебя возникла, и ты бы ею не управлял». Таким образом, люди, придерживающиеся этой точки зрения, искренними называют только те состояния, которые человек не может сам включить и выключить. Обычно такой искренности хотят люди, которые через «автоматизмы» человека хотят выяснить «где у него кнопка» и человеком через эти рычаги управлять. Разумеется, сами себе (да и другим) они в этом не признаются («что, вы хотите сказать, что я манипулятор?! да как вы смеете! видите, у меня уже и искренний гнев на вас!»). Но, что самое любопытное, эти же люди сетуют на то, что «любовь проходит»: дескать, да, хотелось бы любовь неуправляемую, но «вечную». Тут так и хочется воскликнуть: ну, уж вы определитесь, вам шашечки или ехать?!

3. Третья точка зрения: «Искренность — это когда слова у человека не расходятся с делом». Т.е. это когда намерения совпадают с действиями. Сказал, что любит? А на деле что вышло? Правда ли рядом с этим человеком становится лучше и счастливее? Или он слова «Я тебя люблю» перемежает зуботычинами и ударами по душе, приговаривая «Ты ж моя любовь ненаглядная...»? Для людей, ценящих дело, подтверждением любви являются не слова и эмоции, а поступки. Заботится? — Значит, любит. Как правило, такой точки зрения придерживаются люди, для которых эмоции — это просто любопытная приправа к жизни, которая для самого человека, испытывающего эмоции, субъективно очень важна, а для других людей — постольку-поскольку. 

А что же у меня?

Для меня второй пункт — не важен. Мне не нужно от человека автоматизма эмоций. Мне не нужно, чтобы моя жена чувствовала ко мне нежность 24 часа в сутки без перерыва на сон и еду, да еще и независимо от своего желания. Я и сам могу за день включать-переключать разные состояния, в том числе по отношению к моей любимой.

Вот я смотрю на нее, и у меня нежность всепоглощающая: я любуюсь ей, я с нежностью глажу ее волосы, целую в щечку. Я говорю о том, как я ее люблю и какая она у меня сокровище. А потом — любимая встала с моих коленок и пошла проверить почту, а я сел за стол, открыл нужный документ, и в этот момент я ее (о боже!) не люблю: я люблю работу, которую я делаю, я люблю людей, с которыми я разбираюсь с важными в их жизни вопросами. А потом я услышу голос моей жены, которая окликнет меня по имени, и я снова буду полностью, всем телом, всей душой в ней и в своей любви к ней. Признаться, не все могут такое принять в своей жизни. Не все могут жить так, считая это нормой и спокойно относясь к человеку, который может включать и выключать свои эмоции, чувства. А моя жена — может. И ей это очень нравится, я знаю точно. Разные люди, разные вкусы.

Что касается первого пункта, то он, как я уже сказал, для меня достаточно «дешевый» показатель. 

А вот третий пункт — очень важен при строительстве отношений. На него и смотрю.

А какая искренность нравится вам?

Как с искренностью у вас?