Учебники - одна из наболевших тем в системе образования. Как учить? По какой программе? Что нужно раскрыть? Что важно,а что нет? Вопросы, которые должны возникать у авторов учебных пособий, не так ли?
НО
1. Весьма часто в учебниках встречаются лишь ПОВЕРХНОСТНАЯ информация.
2. Каждый составитель/автор учебника норовит внести свою лепту в трактование того или иного исторического события.
3. Информация в каждом учебнике формируется из разрозненных источников, из-за чего часто у учеников вместо стройной системы - сплошная каша в голове.
И это еще не все отрицательные стороны, с которыми я столкнулась,начав свою преподавательскую деятельность. Да, школа выдает определенный список учебников, но дети, если хотят подготовиться к уроку/экзамену, часто обращаются и к другим авторам, а потом на уроке я слышу:
А у меня не так!
Ой, Васечкин, наверное, не подготовился, вот и придумывает на ходу!
А почему Вы с Васечкиным соглашаетесь, он же ошибается!
Поэтому уже долгое время я практикую самостоятельный поиск информации самими детьми. Детям интереснее найти хорошего (как минимум на их взгляд) автора, который исчерпывающе описывает то или иное событие.
Плюсы самостоятельного поиска информации:
1.Дети не могут подготовиться за пять минут до урока, а ищут информацию дома.
Среднее звено, обычно больше соревнуется между друг другом. Поэтому система списывания практически исключена. Тем более, что страх "а вдруг двойка" еще силен.
Старшее звено уже само заинтересованно в такой форме работы. Особенно те, кто сдают экзамен. Многие выпускники говорили,что такие уроки помогли на самом экзамене ( "Вспомнил даже то,что Васечкин говорил, а вот учебник хоть убей, не вспомнил")
2. Диалог позволяет дать ребёнку реальные, а не "фиктивные" знания.
Давайте ответим честно, глупая зубрежка не дает никаких результатов. Ребенок тратит время на мучительное и бессмысленное автоматическое воспроизведение материала, чтобы получить заветную 5 на контрольной. Написал контрольную-забыл. А стоило ли оно того?
3. Ребенок развивает умение отстаивать свою точку зрения.
Какие баталии разворачивались,когда мнения не совпадали! Там вспоминались такие факты, приводились такие аргументы, что я как учитель истории не могла не порадоваться.
Отказываться от учебников, еще рано, они должны служить ориентиром для учителя, но они не должны быть единственным источником для самих школьников. Сухое "прочитать параграф 23" не приносит нужного и должного результата, необходимо заинтересовать ребенка, включить в нем режим "исследователя".