Вагон-ледник – это крытый вагон для перевозки скоропортящихся товаров. На фото показан уникальный вагон. В чем заключается уникальность написано в конце поста, пока давайте узнаем, что это за вагон такой.
Такие вагоны имели теплоизоляцию и специальные танки (карманы), в которые насыпали льдосоляную смесь. Эти танки размещались под крышей или в боковых и торцевых стенках вагона. Это и позволяло держать в вагоне низкую температуру. Пол же вагона был обустроен деревянными решетками, под которыми были поддоны и специальные клапаны, через которые периодически сливали раскаявшуюся жидкость.
Существовало 2 типа вагонов-ледников:
1) Вагоны с танками только для льда. Здесь вагоны охлаждались до температуры +2 °C . В них перевозили продукты, для хранения которых не требовались низкие температуры (молоко, яйца, масло).
2) Вагоны с танками для смеси льда и соли. Здесь вагоны охлаждались уже до -3 °C (при 5%-ном соотношении соли ко льду) или до −21 °C (при 33%-ном соотношении).
Первые вагоны-ледники на дорогах России появились в 1862 г. И они были довольно примитивными. В них лед засыпался в специальные карманы, которые располагались под крышей вагона, над товаром. Затем лед начинал таять и снижал температуру до +2 °C . Это первый тип вагонов. Со временем вагоны улучшались, в них появилась теплоизоляция, стали применять льдосоляную смесь – т.е. появились вагоны 2 типа.
Были специально разработанные нормы для соотношения льда и соли, способов расположения груза в вагоне и его проветривания.
Первый холодильный поезд, целиком состоящий из вагонов-ледников свой рейс совершил из Санкт-Петербурга в Баку в 1913 г. Пробег получился неудачным – часть продуктов была испорчена. Но в большинстве случаев это случилось из-за неудачной упаковки. После чего было решено продукты перед отправкой охлаждать. Также для вагонов-ледников вдоль линии их курсирования через каждые 250-300 км были обустроены льдопункты и льдозаводы. Это позволило перевозить продукты в этих вагонах до 12 суток. Ну а первый льдозовод в России был построен ещё в 1892 г.
Но в целом такие вагоны были малоэффективными и трудозатратными, особенно это стало понятно после появления вагонов с машинным охлаждением (вагоны-рефрижераторы) – их начали строить с 1954 г. И в 1964 г. вагоны-ледники строить перестали. Окончательно использовать их перестали в 1970-х.
На фотографиях показан двухосный вагон-ледник, построенный еще в 1914 г. на Сормовском заводе. Сейчас вагон находится в музее в Ростове-на-Дону. И это единственный подобный экспонат в музеях железных дорог стран СНГ.