В России начало производства смазочных материалов тесно связано с именем выдающегося предпринимателя В.И. Рагозина. Именно он в 1875 году построил завод в Нижнем Новгороде, на котором отработал технологию получения смазочных масел из мазута с помощью перегретого пара. Проведение опытов было организовано на основании «высочайшего» решения императора Александра II. Качество смазочных материалов было проверено и одобрено известным химиком Федором Бейльштейном – именно его заключение стало толчком для массового производства смазочных материалов. Для этой цели был построен новый современный завод в Балахне, в 40 км от Нижнего Новгорода.
В свое время Д.И. Менделеев писал: «Производство нефтяных смазочных масел, установленное в России [...], возникло у нас благодаря энергичной инициативе В. Рагозина в 1870 годах и имело весьма важное влияние на развитие нашей нефтяной промышленности». Позднее он добавил: «Пример и инициатива В. И. Рагозина останутся навсегда в памяти русских».
Балахнинский завод ввели в эксплуатацию в 1878 году. Тогда же смазочные материалы, полученные на новом заводе, по праву завоевали золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Активное продвижение российских нефтепродуктов на зарубежные рынки стало настоящей целью В.И. Рагозина. Сам он впоследствии вспоминал: «Русский фабрикант вселял так мало доверия, что в 1876 г. я прожил 6 месяцев за границей и успел убедить только две небольшие фабрики ввести в употребление русское масло. Через четыре года положение стало неузнаваемым».
«Нефтяные масла от Рагозина» стал использовать военно-морской флот Франции. Постепенно производство разрасталось, и русские масла получили признание во всём мире. Американские нефтепромышленники помещали на свои упаковки рекламный слоган “Just like Russian lubricants”
(«совсем как русское масло»).
В связи с увеличившимся спросом в 1879 г. было начато сооружение нового завода в селе Константиново под Ярославлем. Имеются сведения, что создателем ряда технологических установок этого завода был талантливый изобретатель Василий Калашников. Именно на Константиновском заводе произошло первое подразделение смазочных масел на:
- индустриальные, использующиеся для смазывания технологического оборудования;
- моторные, предназначенные для смазывания непосредственно деталей двигателя;
- трансмиссионные, применяющиеся для смазывания деталей механических передач.
В начале XX века Россия стала ведущей мировой державой по производству нефтяных смазочных материалов, а их вывоз за рубеж был одной из доходнейших статей российского экспорта. Параллельно с увеличением объёма совершенствовались процессы производства масел. Шло накопление практического опыта, увеличивался ассортимент.
ЛУКОЙЛ продолжает традиции великого предпринимателя В.И. Рагозина, тщательно следя за качеством выпускаемой продукции и инвестируя в новейшие исследования в области масел и смазочных материалов. Наша продукция одобрена ведущими мировыми автопроизводителями.