Среди отечественной фантастики иногда попадаются необычные вещи. Из таких — «Гравилет Цесаревич» Вячеслава Рыбакова. Что тут необычного? Сейчас расскажу.
Вообще, мир романа — альтернативная Российская конституционная монархия. Революции не было, а Ленин — пророк одной из мировых религий — коммунизма. На дворе конец двадцатого века, войн за последние сто лет в мире не было. Короче, далекое будущее — страна под управлением мудрого царя процветает и прочая пошлость, которая уже набила оскомину. Но здесь это только фон. В центре повествования — расследование крушения гравилета (самолета будущего), которое повлекло за собой смерть наследника престола. Расследованием занимается полковник госбезопасности князь Александр Трубецкой. Изучая одно загадочное преступление, следователь понимает, что оно связано со многими другими — не менее загадочными. Причем, распутывая дело, сам князь, тем временем, запутывается в собственной личной жизни из разряда: «Ах, я люблю, вас обеих!». Следы загадочных убийств же, ведут Трубецкого за границу, где ему приходится под видом корреспондента «Правды» внедрится в архивы коммунистического движения 1870-х годов. В общем, паноптикум, хаос, но читать интересно. Вот вам отрывочек:
— И дальше. Последние слова, которые произнес Кисленко в своей жизни.
— «Флаг, флаг выше. Пусть видят наш, красный», — вслух прочитал Ламсдорф. — Это?
— Да, это.
— Надо полагать, имеется в виду, что флаг красный? — уточнил министр.
— Надо полагать. У вас нет никаких ассоциаций?
— Признаться, нет.
— Я тоже пас, — сказал Ламсдорф. — Хотя это, конечно, зацепка. В справочнике Гагельстрема…
— Стоп-стоп, Иван Вольфович. Дело в том, что красная символика широко использовалась ранними коммунистами в ту пору, когда коммунизм — протокоммунизм, вернее — пытался в разных странах оспаривать властный контроль у исторически сложившихся административных структур. Это была дичь, конечно, хотя и обусловленная катастрофическими социальными подвижками второй четверти прошлого века… но, если бы это удалось — тут бы коммунизму и конец. Вскоре стало ясно: чем большее насилие пропагандирует учение или движение, тем больше преступного элемента втягивается в число его адептов, необратимо превращая всю конфессию в преступную банду, — ибо, чем более насилие возводится в ранг переустройства мира, тем более удобным средством для корыстного насилия учение или движение становится.
Но суть-то, повторюсь, не в фоне и существовании коммунизма в виде религии. Книга, в принципе, ни разу не про политику, а больше про детектив. Ну, и как в любом хорошем детективе — а это хороший детектив — читателя ждет очень крутая и неожиданная концовка. Настолько классная, аж прямо жалко, что у серии нет продолжения.