«Мы стараемся создать площадку для игроков и организаторов, которые хотят развиваться в киберспорте подобно YouTube, который предоставляет платформу для людей, которые хотят создавать видео»
Такую миссию сформулировал в интервью изданию GameBeat генеральный директор Smash.gg Шантану Талапатра. Инвесторы поверили в его идею, и в 2017 году стартап привлёк $11 млн. Что позволило Smash.gg войти в список самых быстрорастущих стартапов по версии Business Insider и на чём собирается зарабатывать платформа для создания турниров? Разбираемся.
Как Smash.gg строит киберспортивную инфраструктуру.
Smash.gg – это платформа, которая позволяет людям организовывать свои киберспортивные турниры и лиги по любым дисциплинам, а также стать участником этих турниров. Платформа связывает людей, которые хотят организовать события и тех, кто хочет в них участвовать.
Директор и один из основателей Шантану Талапатра ещё до создания Smash.gg был знаком с индустрией игр. Он был одним из первых работников компании-разработчика онлайн-игр Zynga. Идея стартапа возникла, когда Шантану Талапатра разочаровался в киберспортивных организациях и разработчиках игр, которые даже не собирались делать турниры по его любимым играм.
Smash.gg была основана как платформа для создания турниров по файтингу Smash Bros. Melee для Nintendo Gamecube в 2015 году, но после была открыта для всех игр. Сейчас на платформе есть турниры и лиги по таким дисциплинам, как Rocket League, NHL, Tekken, Brawlhalla и другие игры, по которым не проводится крупных турниров.
Smash.gg позволяет организаторам создавать лиги и отдельные турниры, продавать билеты, управлять сеткой и даже продавать собственный мерч. Игроки могут находить турниры, подписываться на организаторов для того, чтобы следить за обновлениями, покупать тот самый мерч и знакомиться с другими игроками, создавая тем самым, необходимое для киберспортивных дисциплин, комьюнити.
По своей сути, стартап является киберспортивной инфраструктурой. Для развития киберспорта просто необходимы турниры по разным дисциплинам и разных уровней. Вам нравится не самая популярная игра от не самого крупного разработчика, которая имеет в себе соревновательный потенциал, и вы хотите развиваться в этой игре, но по данной дисциплине турниров не создаётся, отсутствует та самая киберспортивная составляющая. Идея Smash.gg была основана именно на этой «боли» игроков. Учитывая большое количество игр, которые имеют в себе соревновательную часть, и темпы их появления, то потенциал стартапа высок. Но за счёт чего платформа будет приносить прибыль?
Где profit?
На данный момент создатели Smash.gg не получают прибыли, и как писал директор платформы в одном из обсуждений на Reddit:
«Мы не планируем получать значительный доход в течение следующих 18 месяцев. В долгосрочной перспективе мы хотим предоставить организаторам турниров те же самые возможности, которые имеют крупные лиги и организаторы крупных событий, аналогично тому, что делает YouTube для своих пользователей. Так что, если дела пойдут хорошо, мы получим доход расширив пирог, а не облагая его налогами».
Но как бы там ни было, Smash.gg имеет достаточно много возможностей для монетизации. Во-первых, тот самый способ, «модель YouTube», о котором говорит основатель – привлекать различные бренды на мероприятия, создаваемые на площадке и как YouTube зарабатывать самим и дать заработать организаторам турниров и лиг. Пожалуй, это самый предпочтительный из вариантов, так как позволяет пользователям свободно пользоваться площадкой и укрепляет их лояльность.
Ещё из возможных моделей монетизации могут быть: комиссия с продажи билетов, модель «Авито», когда организаторы платят за то, чтобы мероприятие было на главной странице, модель freemium – дополнительные возможности для организаторов за плату, и даже модель подписки. Но некоторые из подобных вариантов несут очевидные риски в виде выстраивания барьеров, которые так хотели сломать основатели платформы.
И это далеко не все возможные варианты. Такое разнообразие даёт возможность для манёвра при выборе стратегии и не «загоняет в тупик» команду Smash.gg, когда единственный вариант монетизации напрямую противоречит миссии и цели создания компании. Это действительно важно для достижения успеха.
Взлетит или упадёт?
Как можно понять, вариантов монетизации у Smash.gg действительно много. Некоторые модели можно совмещать друг с другом. Именно поэтому этот стартап интересен инвесторам, что подтверждается значительным финансированием. Smash.gg смог совместить в себе высокий потенциал монетизации, растущий киберспортивный рынок, платформенную бизнес-модель. Высока его роль и для сферы киберспорта, так как стартап – одна из немногих инициатив, которая направлена на создание и расширение киберспортивной инфраструктуры. Оправдает ли стартап ожидания инвесторов и основателей – вопрос открытый, но все предпосылки способствуют этому.
Делитесь вашими мнениями о Smash.gg в комментариях, сможет ли стартап взлететь или останется интересным только для узкой аудитории.
Статья: «Сделай это в киберспорте!»: vk.com/doitcybersport