Найти в Дзене
Небесные истории

Рассветы и закаты. Полет в Улан-Удэ.

Оглавление

Нет, начну не с рассказа о полете. Начну с конца.

Раскатали пилоты губу... ну оч-чень сильно обрадовались, когда узнали о планах авиакомпании летать в Улан-Удэ аж до самого лета. Назаказывали рейсов на чудесное весеннее время, составили меню и план походов на Байкал, как дядьки-коммерсанты все переиграли и вернули рейсы за май и вторую половину апреля в братскую зеленую авиакомпанию, и все вернулось к тому, как это и было крайние годы.

Что ж, почитателям бууз и байкальских рассветов придется ждать до осени... А мне - рассказывать о своих недавних полетах, подогревая буузы воспоминаниями.

Примечание: события это небесной истории происходили зимой 2015 года.


* * *

В аэропорту "Байкал" города Улан-Удэ отремонтировали взлетно-посадочную полосу. Отремонтировали настолько хорошо, что через несколько лет пересчитали ее несущие способности и прослезились... Немного успокоившись, порешали, что зимой - благодаря морозам - бетон вроде как держится, ну а жарким летом придется ограничивать взлетную массу самолетов, имеющих повышенное давление на поверхность аэродрома. Наш Боинг 737-800 вроде бы не такой уж и тяжелый, однако, у него всего шесть колес и они, понимаете ли, давят... давят... По расчету не получается увезти всех пассажиров - придется оставлять треть самолета!

В общем, смысла ставить В737-800 на летние рейсы нет (чтобы не возить пустые кресла), поэтому, как и в прошлые годы, летать будет либо маленький Аэрбас 319, либо большой - но имеющий много колес, что снижает удельную нагрузку на бетон - Боинг 767.

Мне иногда кажется, что мои "сибирские" коллеги лоббируют весеннее понижение несущей способности ВПП - ведь наверняка они тоже любят буузы, да и летать по ночам летом это совсем не то удовольствие, что летать по ночам зимой. Но у меня нет доказательств!!!


Ходят обнадеживающие слухи, что к делу подключилось мощное лобби Аэрофлота - как-никак, они уже успели попробовать вкус бууз и хотят летать в столицу Бурятии именно на Боингах 737-800. Поговаривают, что по супер-пупер методике все еще раз пересчитали, и теперь должно проходить... Дело за малым - документу требуется чья-то очень высокая подпись, которую данный гарант никак не решится поставить...

Слухи, конечно же. Слухи!

Но мы верим и ждем!

* * *

Конец марта. Зима вдруг вспомнила, что март - это совсем не май, и решила отыграться напоследок снежной метелью. Особенно обрадовались этому любители летней резины, спонтанно организовавшие очередной слет. Я к любителям не отношусь, поэтому на вылет выехал достаточно заранее - чтобы, никуда не торопясь, проехаться в одиночестве мимо деревни Вяльково, и спокойно подготовиться к полету.

Неспешно добираюсь до аэропорта Домодедово, паркую Бегемота*, шагаю к аэровокзалу.

*Форд Эксплорер

Прохожу мимо чрезмерно серьезных работников авиационной безопасности, затем гораздо более улыбчивый медконтроль... Чек-ин в системе, получение информации о полете...

А вот и мой второй пилот.

-Денис Сергеевич, приветствую!

-Привет, Виталя! Как жизнь?

Жмем руки.

Я стараюсь знакомиться со всеми новыми пилотами, которые приходят в авиакомпанию. С моей точки зрения, это полезно для перспективы - чтобы определить, кто будет кандидатом в "отличные пилоты", "кто в обычные", ну а кто-то попадет в категорию, за которой следует присматривать повнимательнее.

Виталий из тех, кого я смело выделяю в первую группу. Собственно говоря, пользуясь правом руководителя, я и в рейс его назначил с собой для этих целей - поглядеть на него через год после крайнего совместного полета.

Удивительная вещь! "Подросло" очередное поколение вполне готовых Капитанов, и, что интересно, весьма неплохие качества демонстрирует "перевертыши" - так называют тех, кто изначально выучился на авиационную специальность, но не на пилота. На штурмана, бортинженера или авиадиспетчера.

Вот и Виталий изначально учился на диспетчера, хотя очень мечтал о карьере пилота. Но не сложилось... В Ульяновское летное училище в его годы было весьма непросто поступить на пилота, а вот на диспетчера желающих было куда меньше. В общем, стал Виталий "диспом". Немного поработал на практике в Норильске, затем в Москве. Управлял и моим "движением" тоже. Голос его, как и Юры Яшина был весьма узнаваем.

Ну а затем они вместе с Юрой прошли переподготовку на пилота. В том же Ульяновске, по государственной программе переподготовки авиационных кадров. По окончанию ее Виталий случайно зашел "за компанию" с товарищем (не Юрой) в "Глобус" и... в итоге, не без приключений, связанных с задержкой в подготовке пилотского свидетельства, оказался на переучивании на Боинг 737.

Сам того не ведая, Виталий попал в нужное место в нужное время.... А вот товарищ его чем-то не глянулся моим непосредственным начальникам.

-2

- В какую сторону хочешь лететь, Виталь?

- Да как скажешь, Денис, мне в принципе без разницы.

Коробят меня такие ответы. Как будто все вторые пилоты - мастера захода на посадку в Улан-Удэ! Как будто каждый наш КВС спокойно доверяет им заход в этом аэропорту. Ну-ну!

Высказываю эти соображения вслух. Виталий удивляется:

- А что, разве есть что-то особенное в заходе в Улан-Удэ?

Да так-то вроде ничего и нет, разве что нюансы...

- Виталь, давай, значит, так: ты полетишь в Улан-Удэ, а там и поглядим, есть ли особенности.

- Хорошо!

Я знаю, что Виталий - очень хороший, сильный пилот. Если задуматься, то, пожалуй, я только двоих и припомню, у кого с самого начала все получалось - и освоение самолета, и пилотирование. Как ни удивительно - оба "перевертыши", и Виталий - один из этих двух. И он тоже знает, что у него "все легко и просто", и иногда его уверенность в своих силах... читай, самоуверенность, бросается в глаза... Некоторые командиры, если говорить между нами, этим фактом слегка раздражаются, и из-за этого у моего визави случаются проблемы.

Раздражаюсь ли я?.. Нет. Я считаю, что научился оценивать пилота по его способностям и умею находить индивидуальный подход. Считаешь себя мастером? Что ж, тогда для тебя и требования, как к мастеру... Второй такой талант (в "Небесных историях" не раз мелькавший") выполнял со мной заходы в Шамбери и Тивате... Не потому, что я хотел его проучить. А потому, что "дорос". И после "всяких улан-удэ и чит" надо было пройти своеобразный "экзамен", чтобы закрепить то, о чем беседовали.

Нет, Улан-Удэ это не Шамбери, конечно. И особенностей, из ряда вон выходящих, там нет... лишь да, некоторые нюансы.

Например, согласно схеме пролет точки OSTUN следует выполнить на эшелоне 90, после чего самолет оказывается настолько ниже обычного профиля подхода, что вплоть до приводной радиостанции аэродрома приходится снижаться с вертикальной не более 500 футов в минуту. А если не хочешь так снижаться, ты должен заранее с диспетчером договориться о пролете OSTUN на иной, бОльшей, высоте.

Далее, если к "третьему" развороту не обеспечить скорость не более 165 узлов, то этот разворот, который выполняется на угол более 90 градусов, гарантированно размажешь. Вроде бы тоже ничего страшного - за пределы не вылетаешь, но красота-то где? Где красота захода, которая заключается в строгом выполнении всего и вся, и при этом - творчески?

В одной из записей я рассказывал о том, как учил второго пилота Серегу - всё из той же пары "талантов", - что именно на таких аэродромах надо тренироваться летать "красиво", выдерживая все максимально точно, чтобы потом спокойно летать в Шамбери. Хоть максимально точно и не требуется на первый взгляд...


А скорость такую можно обеспечить чаще всего лишь с закрылками 15, а раз так, то и шасси должны быть выпущены. Конечно, если самолет легкий, то достаточно будет и закрылков 5... Но это как повезет с массой.

А если надо обеспечить выпуск шасси и закрылков в положение 15 - значит, надо учесть время и расстояние на это и на гашение скорости. А не лететь по накатанной, как на любом другом аэродроме, на котором нет крутых разворотов и очень короткой дистанции между "четвертым" разворотом и входом в финальное снижение - в Улан-Удэ этот участок весьма небольшой. И об этом надо помнить.

-3

И уже на глиссаде, пилота, заранее не подумавшего головой, может ожидать сюрпри-и-из! Угол наклона траектории финального снижения немного, но больше стандартных трёх градусов. Значит, самолету потребуется бОльшая вертикальная  скорость и, соответственно, мЕньший режим работы двигателей - в снижении ведь идем! Добавим к этому большую массу на посадке (слава коммерсантам, умеющим продавать билеты!) и обычное в этих краях явление попутного ветра, меняющего скорость и направление по мере приближения самолет к ВПП. Попутный ветер увеличивает путевую скорость самолета и, как  следствие - потребную вертикальную для выдерживания траектории снижения. А это приводит к необходимости уменьшение режима работы двигателя - ведь повышенная вертикальная скорость тянет за собой рост поступательной,
приборной скорости, ее надо гасить. Как? Уменьшением тяги. Иногда бывает так, что уменьшать ее уже некуда - рычаги уперлись в ограничитель, а скорость прет!

"Было бы неплохо иметь дополнительное сопротивление", - логично подумает вдумчивый читатель.

Вот и экипаж, если подумал, то, вероятно, выберет бОльший угол отклонения закрылков - не 30, а 40. Ведь с ними и скорость полета по глиссаде меньше при том же весе самолета, и, соответственно, вертикальная скорость, потребная для выдерживания угла снижения будет меньше... Есть и запас для уменьшения тяги - ведь большее положение закрылков создает и большее сопротивлении, следовательно, самолет летит на повышенном режиме, который, если потребуется, можно прибрать - подгасить полезшую вверх приборную скорость. В общем, каждый параметр тянет за собой другие, все взаимосвязано.

Авиация любит вдумчивый и творческий подход!

Эх! Сколько я туда летаю, в этот Улан-Удэ.=?.. С 2008 года, с самых первых полетов нашей авиакомпании по этому направлению. Я открывал "короткую" полосу, когда ремонтом она была ограничена длиной 1900 метров, тогда же не работала точная система захода на посадку... Одних таких вот посадок - на укороченную ВПП - я штуки четыре выполнил... - будучи на офисной должности, замечу. А может, и больше, уже не вспомнить.

И сколько времени я туда летал, столько раз я не слышал в своем самолете срабатываний предупреждающих сигнализаций на заходе на посадку... Не то что PULL UP ("тяни на себя!"), но даже банальный SINK RATE (высокая вертикальная!) не звучал в кабине! Почему? Видимо, потому что нет  у меня комплексов по использованию закрылков 40 вместо всенародно любимых 30... С последними ограничение по скорости выше, поэтому и "всенародно любимых". Когда воздух неспокоен, когда ветер гуляет вокруг самолета и гоняет за собой тренды скорости, пилоту, конечно же, некомфортно взирать на нависший красный сектор на приборе. И использовать закрылки 40 вряд ли возникает желание... если только пилот не обдумает все то, что я только что написал выше, и из двух зол выберет неявно, но меньшее.

Нет у меня и переживаний по тому поводу, что, возможно, придется уйти на второй круг, если не удастся удержать скорость в условиях неспокойной атмосферы. Надо уйти? Уйдем! Правда, на второй круг в Улан-Удэ мне ни разу уходить не доводилось. Как-то все получалось делать стабилизированно, несмотря на закрылки 40 в девяти полетах из десяти. И, что характерно - до красного сектора еще место оставалось, не залезли!

-4

* * *

А вот и рассвет. Хоть март - это еще не совсем весна, но ведь уже и не зима, светлеет раньше. А как займется рассветет, так и лететь становится все веселее и веселее.

Рассвет в долгом однообразном перелете - сам по себе уже СОБЫТИЕ. Поверьте - непросто лететь, когда час за часом ничего не происходит, а тебя клонит в сон... Рассвет вносит разнообразие, кроме того, он может быть потрясающе красивым!

Правда, все хорошо лишь до момента, пока окончательно не выглянет Солнце. Затем оно начинает жечь в глаза, а это уже совсем не комфортно!

-6

Приходится прятаться.

-7

Ярило.

-8

А мы уже пролетаем Байкал. Солнце не позволяет сделать приличный кадр, поверьте мне на слово - в реальности отражение Солнца на льдах Байкала выглядит совсем по-другому! Куда красивее!

-9

Ледяные торосы озера Байкал...

-10
-11

Почти пересекли...

-13

Уже и спать не хочется. Как же уснуть, когда вот такая красота вокруг?!

-14

Осталось пересечь несколько горушек и мы окажемся точно над дальним приводом ВПП 26 аэропорта "Байкал".

Как вам вид из кабины? Зимой мы бы прилетели по темноте, а сейчас у нас есть возможность любоваться рассветом!

-15

* * *

Виталий - молодец!

Ну и... не молодец тоже.

Молодец в том, что пилотирует самолет он действительно очень неплохо. Этим он меня не удивил - давно замечено, что с летными качествами у него все путем. Дай Бог каждому второму пилоту так умело держать штурвал на заходе на посадку! Кому-то (единицам) летное мастерство даровано свыше, с самого начала у таких все идет легко и гладко, а кому-то приходится в мыле и поте добиваться подобия.

Однако, умение хорошо пилотировать с высоты десять тысяч футов и до посадки - это еще не все признаки "красивого пилота". С "мастеров" и спрос соответствующий. Раз уж такое дело - написано, что точку OSTUN надо пройти на эшелоне 90, - значит, так и надо пройти, ведь иного согласовано не было? А если, выполнив эту инструкцию, ты явно окажешься ниже обычного профиля - ведь OSTUN на приличном удалении от аэропорта, - то для постоянного снижения на малом газе надо как-то, наверное, рассчитать скорость на эту точку побольше... чтобы, выдерживая после OSTUN небольшую вертикальную скорость, лететь на малом газе и плавно тормозиться к аэродрому, и подлететь к приводу на идеальной для выпуска механизации скорости!

Нет! Конечно же, можно снижаться и гудя двигателями на повышенном режиме, с вертикальной один-два метра в секунду... если сначала зачем-то держать девять после OSTUN... :) А так, да... Особенностей в Улан-Удэ нет никаких! Абсолютно простой аэродром!

Мое ехидство и ерничание - это всего-навсего огранка. Пилоты - это алмазы, претендующие стать бриллиантами. Надо суметь разглядеть скрытые в мутном камне свойства, огранить его правильно - и засияет алмаз! У меня нет ни малейших сомнений в успешном летном будущем этого парня, умеющего разочаровывать командиров своей чрезмерной (забавно, да?) толковостью. Хех... как мне свою короткую авиационную юность не вспомнить... А то, что каждый аэродром предполагает просчет рубежей снижения, с прогнозированием развития событий и параметров полета - ну так это должно прийти. Было бы у "алмаза" желание становиться "бриллиантом "- анализировать предстоящий заход до его начала и вносить коррективы по факту.

Улан-Улэ - особенный, не чета привычному Домодедово...

Впереди нас ждали сутки "культурного отдыха". О нем и продолжу повествование.

* * *

Старая добрая гостиница "Бурятия" с приставкой "Люкс".

-16
-17

Сначала, конечно же, сон. Как хорошо, что в "Бурятии" закончили ремонт лифтов! Это было нечто - после шестичасового полета засыпать под гимн перфораторов! И ведь, блин, засыпаешь! Как же все-таки спать после ночного рейса хочется!

Из-за этого ремонта нам временно меняли отель и посчастливилось оценить гостеприимство "Байкал-Плазы".

После сна - обед в излюбленной буузной, воспетой в моем Живом Журнале. Жалко, местный ресторатор не читает мой блог и никак не предоставит нашей авиакомпании индивидуальную скидку, а мне лично - годовой запас бууз :)

В этот раз меню разнообразили - вместо отсутствующих рубленых бууз взяли молотые... они были чудесные!

-18

После обеда - променад, плавно перерастающий в ужин. Вечереет...

-19
-20

Давненько я не прогуливался по местному Арбату в светлое время суток... да еще и в качестве гида - вдруг выяснилось, что Виталий до этого дня, можно сказать, Улан-Удэ и не посещал. Предпочитал отсиживаться в номере...

Местная архитектурная достопримечательность:

-22

"Чебурашка" Л-410 заходит на посадку.

-23

"Арбат". Забавляет концентрация салонов мобильной связи на этой небольшой улице. Неужели это себя окупает?

-24

Идем выше, к арке и театру. Приходится вертеть головой на триста шестьдесят градусов - со стороны "парковки для настоящих мужчин" (висит там такой указатель!) все время вылетают джигиты!

-25

Симпатично...

-26

Весьма...

-27

И,  конечно же, как не сфотографировать в сотый раз самую большу и при этом единственную в мире скульптуру "голова Ленина-Бурята". Это визитная карточка города наравне с буузами.

-28

После прогулки и небольшого отдыха - ужин. После прошлого посещения Улан-Удэ вопрос этот не поднимался - без вариантов, это ресторан Тенгис в "Байкал-Плазе". Правда, в этот раз - за свой счет, хоть и со скидкой 10% (как жильцам "Бурятии").

Мне там нравится. Огромной ораве звезд, включая известных президентов РФ - похоже, тоже. Судя по счастливым лицам на фотографиям, которыми обильно оклеены стены.

Правда, сказать по правде, в первый раз блюдо "Золотая орда"  вызвала у меня бурю эмоций - это набор бууз больших, бууз маленьких, и хушуур - что-то вроде жареных бууз с мясом и с овощами. И мясо ягненка туда же.

А во второй раз на мясе ягненка сэкономили, да и рубленые буузы оказались почему-то не такими сочными, как в тот первый раз. Жалко.

Но чай оказался на высоте, как и обходительность персонала.

-30

Виталий разошелся, и стал лабать. После него мне только оставалось сыграть "Прощай, Америка, о..." и раскланяться - возвращаться в отель, чтобы поспасть перед ранним вылетом в Москву.

-31

* * *

Улетаем.

Ух ты! Якутский Суперджет!.. Прям "японский городовой!" :)

-32
-33

Наши девушки-стюардессы неспешно догоняют.

-34
-35

И снова летим над Байкалом:

-36

Очень впечатляет, честное слово! Байкал - это как Пушкин, наше все...

-37
-38

Добро пожаловать в отряд космонавтов! Высота полета - 40 000 футов, почти 12 200 метров.

-39

А вот и он - герой нашего рассказа :) Серьезный какой!

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

Понравился рассказ?

Пожалуйста, не забудьте нажать "большой палец вверх"!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

"Побег из Нижнего Новгорода"

"Романтика прошедших лет. Химические полеты"

"Орднунг по-немецки. Приключения российских пилотов в небе Германии"

"Взлеты... Посадки... Джайпур"

"Нескучный полет в Салалу"

Эти и другие рассказы о лётной работе на канале Небесные истории

Об авторе

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube