Пассажиры наверняка замечали, что иногда при торможении или начале движения поезда происходит рывок. Многие винят в этом машинистов, но всегда ли дело в их квалификации? Машинист поезда Алексей Алексеев объяснил, почему иногда поезд идет не так плавно, как хотелось бы.
Для начала нужно сказать, что в управлении пассажирскими и грузовыми поездами есть своя специфика. Это относится прежде всего к управлению автотормозами и тягой локомотива. Но если для пассажирского поезда рывок при торможении и отправлении – это плохо, то грузовой по-другому взять с места со станции и не получится.
Рывок для грузового поезда
Плавность трогания грузовому поезду зачастую не нужна, даже напротив. Чтобы взять с места тяжеловесный состав весом свыше 5000 тонн, машинист должен максимально сжать автосцепки вагонов, а затем сделать, можно сказать, рывок, чтобы привести в движение весь состав поезда.
Многим, кто гулял хотя бы раз по станции, при отправлении грузового поезда приходилось наблюдать и слышать, как с грохотом распространяется по всей округе волна приходящих в движение вагонов от локомотива до хвоста поезда.
А вот после того как грузовой состав полностью придет в движение, машинист как можно более плавно должен увеличивать тягу локомотива, чтобы избежать обрыва автосцепных устройств.
Падение пассажиров с полок никому не нужно
Если говорить о пассажирских поездах, то для обеспечения комфорта пассажиров требуется максимальная плавность управления – как при разгоне, так и при торможении.
Во многом это достигается благодаря наличию на пассажирских вагонах буферов сжатия и применению тормозов, не таких, как на грузовых составах тормозов. Тамошние называются автоматическими, а в пассажирских поездах – электропневматические (сокращенно ЭПТ).
Буферы сжатия наверняка многие видели между вагонами. Эти два упора с «тарелками» находятся на торцах вагона.
Благодаря им поезд получается как единое целое, между вагонами отсутствуют зазоры, и эти буфера гасят продольные колебания поезда при разгоне и торможении.
Что касается тормозов, то быстродействие ЭПТ в пассажирских поездах в два раза быстрее, чем работа автоматических тормозов в грузовых поездах. Это достигается благодаря тому, что сигнал на торможение от крана машиниста идет по цепям электрической схемы, а не по пневматической схеме. За счет такого быстрого действия они работают плавно.
Кроме того, при вождении пассажирских поездов машинист старается как можно более плавно набирать и сбрасывать скорость, увеличивая или уменьшая тягу локомотива. Инциденты с пассажирами, если кто-то упадет с полки или ударится об косяк, никому не нужны, поэтому все стараются работать строго согласно инструкциям.
Зависит ли плавность хода пассажирского поезда от класса квалификации машиниста? Возможно, но лишь отчасти. Машинистов, прежде чем они отправятся в самостоятельный рейс, тщательно учат более опытные коллеги. К управлению пассажирскими поездами, как правило, допускаются машинисты лишь при наличии первого или второго класса квалификации, а это – самые опытные профессионалы.
Плавность хода пассажирского поезда наиболее зависит от локомотива, настройки крана №395 для управления тормозами, участка обслуживания – какова на нем максимальная установленная скорость движения, места постоянно действующих ограничений скорости – и конечно же графика следования. Чем жестче график, тем сложнее избежать машинисту частых торможений с последующим разгоном и добиться плавности хода.
Когда пассажиры жалуются
Иногда бывает так, что недовольные пассажиры пишут жалобы в дирекцию тяги и говорят, что поездка была испорчена из-за неплавного хода поезда. Они даже иногда просят рассмотреть машиниста на соответствие занимаемой должности и по возможности наказать.
В этом случае дирекция тяги запросит в депо файл поездки или скоростемерную ленту регистрации, аналогичные так называемому «черному ящику» в самолете. На основе файла будут сделаны выводы. Если машинист действовал строго согласно инструкции: вел поезд с установленной скоростью, правильно применял в пути тормоза, то и претензий со стороны руководства к нему не будет никаких. Если на разборе выяснится, что виноваты ремонтники из сервисного депо, могут наказать и их. А пассажиру, исходя из разбора, составят ответ на жалобу.
Вопросы машинисту задавайте в комментариях или «Вконтакте». Мы постараемся на них ответить в следующих публикациях.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. А еще делитесь нашими записями в соцсетях!