Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Если поезд дергается – значит, плохой машинист? Машинист ответил

Оглавление

Пассажиры наверняка замечали, что иногда при торможении или начале движения поезда происходит рывок. Многие винят в этом машинистов, но всегда ли дело в их квалификации? Машинист поезда Алексей Алексеев объяснил, почему иногда поезд идет не так плавно, как хотелось бы.

Пассажирский поезд на станции Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирский поезд на станции Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев

Для начала нужно сказать, что в управлении пассажирскими и грузовыми поездами есть своя специфика. Это относится прежде всего к управлению автотормозами и тягой локомотива. Но если для пассажирского поезда рывок при торможении и отправлении – это плохо, то грузовой по-другому взять с места со станции и не получится.

Рывок для грузового поезда

Плавность трогания грузовому поезду зачастую не нужна, даже напротив. Чтобы взять с места тяжеловесный состав весом свыше 5000 тонн, машинист должен максимально сжать автосцепки вагонов, а затем сделать, можно сказать, рывок, чтобы привести в движение весь состав поезда.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Многим, кто гулял хотя бы раз по станции, при отправлении грузового поезда приходилось наблюдать и слышать, как с грохотом распространяется по всей округе волна приходящих в движение вагонов от локомотива до хвоста поезда.

А вот после того как грузовой состав полностью придет в движение, машинист как можно более плавно должен увеличивать тягу локомотива, чтобы избежать обрыва автосцепных устройств.

Падение пассажиров с полок никому не нужно

Если говорить о пассажирских поездах, то для обеспечения комфорта пассажиров требуется максимальная плавность управления – как при разгоне, так и при торможении.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Во многом это достигается благодаря наличию на пассажирских вагонах буферов сжатия и применению тормозов, не таких, как на грузовых составах тормозов. Тамошние называются автоматическими, а в пассажирских поездах – электропневматические (сокращенно ЭПТ).

Буферы сжатия наверняка многие видели между вагонами. Эти два упора с «тарелками» находятся на торцах вагона.

-4

Благодаря им поезд получается как единое целое, между вагонами отсутствуют зазоры, и эти буфера гасят продольные колебания поезда при разгоне и торможении.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Что касается тормозов, то быстродействие ЭПТ в пассажирских поездах в два раза быстрее, чем работа автоматических тормозов в грузовых поездах. Это достигается благодаря тому, что сигнал на торможение от крана машиниста идет по цепям электрической схемы, а не по пневматической схеме. За счет такого быстрого действия они работают плавно.

Кроме того, при вождении пассажирских поездов машинист старается как можно более плавно набирать и сбрасывать скорость, увеличивая или уменьшая тягу локомотива. Инциденты с пассажирами, если кто-то упадет с полки или ударится об косяк, никому не нужны, поэтому все стараются работать строго согласно инструкциям.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Зависит ли плавность хода пассажирского поезда от класса квалификации машиниста? Возможно, но лишь отчасти. Машинистов, прежде чем они отправятся в самостоятельный рейс, тщательно учат более опытные коллеги. К управлению пассажирскими поездами, как правило, допускаются машинисты лишь при наличии первого или второго класса квалификации, а это – самые опытные профессионалы.

Плавность хода пассажирского поезда наиболее зависит от локомотива, настройки крана №395 для управления тормозами, участка обслуживания – какова на нем максимальная установленная скорость движения, места постоянно действующих ограничений скорости – и конечно же графика следования. Чем жестче график, тем сложнее избежать машинисту частых торможений с последующим разгоном и добиться плавности хода.

Когда пассажиры жалуются

Иногда бывает так, что недовольные пассажиры пишут жалобы в дирекцию тяги и говорят, что поездка была испорчена из-за неплавного хода поезда. Они даже иногда просят рассмотреть машиниста на соответствие занимаемой должности и по возможности наказать.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

В этом случае дирекция тяги запросит в депо файл поездки или скоростемерную ленту регистрации, аналогичные так называемому «черному ящику» в самолете. На основе файла будут сделаны выводы. Если машинист действовал строго согласно инструкции: вел поезд с установленной скоростью, правильно применял в пути тормоза, то и претензий со стороны руководства к нему не будет никаких. Если на разборе выяснится, что виноваты ремонтники из сервисного депо, могут наказать и их. А пассажиру, исходя из разбора, составят ответ на жалобу.

Вопросы машинисту задавайте в комментариях или «Вконтакте». Мы постараемся на них ответить в следующих публикациях.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. А еще делитесь нашими записями в соцсетях!