Флотские потехи известны человечеству тысячелетия. Наличием хорошо оснащенных военных кораблей в разное время заслуженно гордились Афины и Карфаген, Венеция и Константинополь. Но как проходили битвы того времени? Какие действия могли привести к победе?
Читая книжки про пиратов и храбрых капитанов, частенько натыкаешься на описание жарких баталий, в которых "корабли содрогались от залпов" и "бравая команда" брала на абордаж "растерявшегося противника". Перед этим все участники драки "ставят паруса" и слушают "зычный голос капитана". Описания подкупают сгустками эмоций, но совершенно не дают понимания того, как же все происходило. И почему действия отдельных реальных капитанов и адмиралов считались новаторски-храбрыми, а кто-то действовал строго по уставу и в результате получил поражение. Как это вообще происходило? Что могло привести к победе в эпоху парусного флота, особенно в момент его расцвета (он же и закат), случившегося в первой половине XIX века?
Первые флотские сражения происходили на манер сухопутных. Корабли подплывали друг к другу, а их команды лупцевали соперников до тех пор, пока не появлялся какой-то результат. Подобная техника сохранилась всю историю массового деревянного кораблестроения и, можно сказать, никогда не устаревала – викинги, например, только ее и знали.
Корабли на заре цивилизаций могли рассчитывать только на один единственный движитель в бою – весла. Парус как моторная установка уже был известен, но его конструкция плохо способствовала маневрированию. Так что парус был вспомогательной силой в походе, облегчавшим жизнь гребцов – и только.
Вскоре древние моряки сообразили, что не обязательно меряться мечами на палубе. Достаточно обездвижить корабль, а там уж можно собраться покучнее и поодиночке передавить дрейфующие островки жизни – корабли противника. Так появилась техника боя, подразумевавшая умение перехитрить врага маневром и переломать ему весла собственным корпусом. С разгона, по инерции, предварительно убрав, куда от греха подальше, свои.
Тут совсем немного оставалось от тарана. И его придумали. На носу корабля в подводной части стали вешать здоровенный литой или кованый зуб, походивший на первые бронзовые топоры. Им и тыкали в борт вражеского корабля, когда получалось того перещеголять на маневре. В любом случае это была индивидуальная тактика, полагавшаяся на инициативу и выучку отдельно взятой команды.
Как-то к этому арсеналу недоставало возможности дистанционного поражения. Луки и дротики не впечатляли – слабосильные и не могли нанести конструкции корабля никакого вреда, кроме морального. В теории, конечно, можно было пущать что-то горючее, но на флоте таким не злоупотребляли – самому сгореть недолго.
Римляне додумались устанавливать на крупные боевые корабли катапульты и своеобразные вертикальные тараны – вороны. В теории новшество давало преимущества в бою, но на практике от него быстро отказались – слишком тяжело. Судно с таким грузом резко теряло в маневренности, а из катапульты на волнении получалось более-менее уверенно поражать только море, но там и Нептуна прогневить недолго. В результате чего решили, что катапульты можно оставить. Но как средства обстрела береговых укреплений.
В средние века картина поменялась мало. Более-менее к середине эпохи научились управлять парусами, так что весла применяли все реже и для драк в каботажной зоне. А настоящие моряки теперь надеялись на парус. Вот только с войной не заладилось – лук и меч оставались основным оружием морского сражения. Так что для того, чтобы как-то ослабить перед абордажем противника, стремились его максимально плотно утыкать стрелами и копьями – еще на подходе. Для чего придумали на носу и корме корабля строить высокие башни, на манер осадных. Беда в том, что и противники стали строить такие же, а мореходности они не прибавляли. Корабль становился капризной посудиной, норовившей опрокинуться при сильном волнении.
К счастью мореходов (хотя может быть и иная оценка), стала развиваться артиллерия. И вскоре оказалось, что она худо-бедно пробивает борт на расстоянии. Следовательно, может применяться в бою не только против экипажа, но и для разрушения корпуса. Осознание подобного факта отчасти помогло англичанам в битве с Армадой – они первые отказались от строительства небоскребов на своих судах.
Продолжение следует...