Во время весенней войны 2003 г. Вашингтон и Лондон активно использовал свои связи среди шиитских шейхов и курских племенных вождей, которые удалось наладить еще со времен первой войны в Заливе. Как и в Афганистане, амерканцы покупали помощь вождей, которые заполучали увесистые кейсы, набитые долларами и переходили на сторону коалиции. В принципе, подобная практика считается на Востоке совершенно нормальным явлением. Так, во время ирано-иракской войны Саддам Хусейн заплатил главе племенного союза аль-Джабури 10 тысяч долларов и помог перебить несколько враждебных кланов в обмен на 50 тысяч солдат, отправившихся на фронт. Сейчас невозможно установить племенную принадлежность мародеров, полностью разграбивших занятый союзниками Багдад, однако очевидно, что они принадлежали к шиитским кланам. Вполне возможно, что фактическое оставление столицы на разграбление было одной из форм платы союзным племенам за подержку в борьбе с Хусейном.
Захватив Ирак, американцы не включили во Временный правящий совет представителей племеной знати суннитов. Исключение составили несколько эмигрантов, которые не имеют реального влияния. Именно это и породило партизанскую войну, которая охватила так называемый суннитский треугольник. Традиционно находившаяся у кормила власти суннитская аристократия в один момент оказалась полностью отстраненной от рычагов управления страной.
В течение 8 месяцев после захвата Ирака, пока Саддам Хусейн оставался на свободе, Вашингтон называл иракских партизан баасистами и предрекал прекращение затянувшейся войны после поимки диктатора. Однако арест Хусейна ничего не изменил, да и не мог изменить. Когда партизаны, общее число которых Пентагон оценивает примерно в 5 тыс. человек, попадают в плен, они заявляют, что сражаются не за Баас или Хусейна, а во имя Родины, чести и ислама. Пленные лукавят. Борьба идет за достойное место, которое шейхи их племен должны занять в системе управления новым Ираком. Кроме того, суннитское духовенство не желает гегемонии шиитов, опасность которой стала реальной после прихода амеркианцев. Именно это и придает партизанскому движению религиозную окраску.