Сегодня будем читать сербскую сказку про "страшную" кошку, которая помогла свинье получить положенную ей долю урожая. Почему именно её? Да потому что сегодня, 22 января (Евстратий, в народном календаре) и оценивали будущий урожай. Примета была такая: если день ясный и солнечный (хотя и морозный) - то и урожай будет обильным.
Что важно - просто гадали, никаких обрядовых действий (мы с ними еще встретимся в другие дни) не предпринимали.
Единственное, нам не удалось найти текст этой сказки в виде удобной ссылки - придется перепечатать. Ну, да ничего...
Однажды медведь, свинья и лиса решили вместе пахать землю и сеять пшеницу. Стали договариваться, что каждый возьмется делать.
- Я проберусь в ригу и украду зерно, а потом вспашу поле рылом, — говорит свинья.
- А я буду сеять, — говорит медведь.
- А я буду боронить хвостом, — говорит лиса.
- Вспахали, посеяли. Пришло время жатвы. Стали решать, кто что будет делать.
- Я буду жать, — говорит свинья.
- Я буду снопы вязать, — говорит медведь.
- Я буду упавшие колосья собирать, — говорит лиса.
- Сжали пшеницу, связали в снопы и стали договариваться, как молотить.
- Я расчищу гумно, — говорит свинья.
- Я буду таскать снопы и молотить, — говорит медведь.
- Я буду трясти снопы и отделять солому, — говорит свинья.
- А я хвостом буду очищать зерно от мякины, — говорит лиса.
- Я буду веять, — говорит свинья.
- Я буду делить хлеб, — говорит медведь.
Так и сделали. Приступили к дележке урожая. Медведь разделил хлеб, да несправедливо. Свинья упросила дать ей солому, а зерно он взял себе, лисе же ничего не досталось. Рассердилась лиса, разворчалась и сказала, что приведет из царского двора человека и тот все поделит справедливо. Свинья и медведь струсили и решили спрятаться.
- Заройся ты, свинья, в солому, а я залезу на грушевое дерево, — сказал медведь.
- Так и сделали. А лиса пошла, отыскала кошку и позвала ее с собой на гумно ловить мышей. Кошка охотно согласилась, знала, лакомка, что там их много. Идет с лисой, а сама по дороге нет-нет да и побежит за птицами. Медведь с груши еще издали увидел их и говорит свинье:
- Беда, свинья! Вон лиса ведет какое-то страшное чудовище: на нем мех, как у куницы, но оно и птиц крылатых на лету хватает.
Потом медведь потерял кошку из виду, а та в траве неслышно пробралась до гумна и, отыскивая мышей, стала шуршать соломой. Свинья подняла морду, — захотелось узнать, в чем дело, а кошка приняла ее рыло за мышь, подскочила и вцепилась в него когтями. Свинья от страха хрюкнула, прыгнула и угодила прямо в ручей, а кошка испугалась свиньи и полезла на грушевое дерево. Медведь подумал, что она уже прикончила свинью и идет на него, со страха упал с груши, и околел. А лисе достались и зерно и солома.
Правда, у тех, кто в сказочном мире ориентируется, первая ассоциация на слово "урожай" - это сказка про "Посев х**в" из "Заветных русских сказок" Афанасьева. Но, в качестве основной на сегодняшний день, её брать, наверное, не стоило: и Дзен не одобрит, и не все любят именно такое народное творчество.
Еще важное о сегодняшнем дне: на ресурсах, скажем так, православной направленности (где история русского народа никак иначе, чем через призму христианства не воспринимается) можно встретить указание на то, что сегодняшний день посвящен памяти митрополита Филиппа Московского (убитого, между прочим, по приказу Ивана Грозного), а ни о каком Евстратии там и речи нет. Это просто нелюбовь к народному календарю, который установился до прославления Филиппа в лике святых. Преподобного Евстратия Тарсийского, чудотворца никто из святцев не убирал.